Механизм формирования структур управления

Методологической основой построения структуры управления является ее соответствие, в конечном счете, уровню и характеру развития производительных сил. Исходя из этого, основная задача проектирования оргструктуры для новых и действующих предприятий заключается в создании такого аппарата управления, который наилучшим образом соответствовал бы составу и масштабу предприятия, типу и формам организации производства, а также обеспечивал бы выполнение всех функций управления.

Выполнение этой задачи возможно лишь в том случае, когда при создании оргструктуры учтены следующие требования: системный учет всех факторов, воздействующих на объект и органы управления; оптимальное сочетание централизации управления и самостоятельности его первичных звеньев; максимальное сокращение времени прохождения информации от высших уровней руководства до исполнителей; четкое определение функций, обязанностей и прав каждого из составных частей проектируемой структуры; способность к быстрой реакции на изменение в объекте, т.е. обеспечение высокой оперативности управления; обеспечение приоритета в принятии решений тем подразделением, которое обладает наиболее полной информацией; гибкость, способность к перестройке и приспособлению каждого управленческого подразделения к системе в целом, а системы - к внешней среде; минимальная численность аппарата управления.

Формирование оргструктуры управления включает три основных этапа:

аналитический - изучение существующей структуры и практики управления, особенностей организации производства, уточнение целей и задач создаваемой системы и т.п.

проектный - собственно проектирование оргструктуры, включающее выделение звеньев управления, основных функций и т.п.

организационный - непосредственное создание и внедрение на практике новой структуры.

Основные задачи процесса формирования оргструктуры.

1. Уточнение или определение состава структурных подразделений.

2. Уточнение целей и задач, на решение которых должна быть ориентирована создаваемая структура.

3. Уточнение порядка распределения работ между структурными органами и взаимодействие последних.

4. Выбор вида структуры управления.

5. Разработка мероприятий по сокращению ступеней и органов управления.

6. Определение оптимальной численности аппарата управления в разрезе функций управления.

7. Установление рациональной системы связей между структурными подразделениями и внутри их

8. Определение информационной загруженности каналов связи со структурных подразделений в процессе осуществления функций управления.

9. Определение коллегиальных органов управления и уточнение их функций, степени влияния на деятельность специализированных структурных подразделений.

10.Разработка организационно-регламентирующих документов, уточнение существующих положений и должностных инструкций, приведение их в соответствие задачам, которые предстоит решать в процессе управления.

При проектировании оргструктур можно использовать различные методы разработки. К основным из них относятся: метод аналогий и сравнений; метод структуризации целей; экспертный метод; метод организационного моделирования; метод формирования оргструктуры на базе технологического процесса обработки информационных потоков.