В определенный исторический период человеку стало ясно, что выполнение трудоемкой или сложной работы невозможно в одиночку. Появились предприятия со значительным числом работников. Работа становилась настолько сложной, что каждый рабочий вынужден был специализироваться на выполнении каких-то отдельных операций. При этом любая совместная работа требовала согласованных действий. Стало логично организовать отделы, состоящие из работников родственных специальностей. Организация отделов на предприятиях получила распространение во всех типах организаций - коммерческих, общественных и т.д. Еще до недавнего времени этот способ организации предприятий был доминирующим. Однако, современная организация - это не просто совокупность специализированных отделов, в то же самое время - это деятельность по реализации процессов.
По вертикали организация условно делится столбиками на отделы, а по горизонтали - на процессы, которые изображены стрелками, пронизывающими эти отделы. Представленная схема содержит далеко не полный перечень функциональных подразделений и тем более не полный перечень процессов, протекающих в современной кредитной организации.
Однако уже становится очевидно, что между организационной структурой и функциональными процессами организации возникает необходимость множественного взаимодействия, пересечений и, соответственно, возникают противоречия.
Поскольку люди организованы в отделы, а на структурной схеме кредитной организации отделы изображены в виде прямоугольников (замкнутых областей), кажется, что границы этих областей представляют собой непреодолимые преграды и люди должны оставаться все время внутри этих границ. При этом связи через границы областей ограничены, и сотрудники отделов будут выполнять только те задачи, которые естественно находятся в области ответственности их отделов.
Каждый отдел неизбежно стремится расширить область своего влияния и свои полномочия и в то же время оптимизировать свой собственный уровень показателей. Каждый отдел субоптимизируется в области своей ответственности, что ведет к конфликту целей и конфликту действий. В итоге конечный результат работы организации не слишком отличается от суммы результатов работы отделов.
Известны два способа описания любого бизнеса: функциональный и процессный. Функциональное описание - традиционно и широко распространено. Оно хорошо гармонирует с иерархической структурой организации, что, как известно, тоже не слишком большая редкость. Им руководствовались так долго, больше ста лет, что к нему все привыкли и ни о чем другом не думали. Так бы и было до сих пор, если бы не выяснилось, что есть вполне конкурентоспособная альтернатива.
Эта альтернатива - процессный подход. Процессный подход оказался гораздо более эффективным, чем функциональный с точки зрения борьбы за конкурентоспособность в условиях динамичного рынка потребителя с его непредсказуемыми капризами и возможными кризисами. Это почувствовали и те, кто занимался реинжинирингом бизнеса, то есть его радикальной перестройкой, и те, кто работал над непрерывным повышением качества всех аспектов деятельности организации [5].
Конечно, в реальной жизни всегда одновременно присутствуют обе формы. Вопрос лишь в том, в какой пропорции они смешаны и как между ними распределены роли. Преобладание процессного подхода существенно меняет логику организации и механизм управления. Если функции можно представить себе как некоторые «полосы», которые «разрезают» организацию сверху донизу, то процессы «разрезают» организацию поперек, пересекая границы функциональных подразделений. И это обеспечивает разрушение барьеров между подразделениями - одного из главных «врагов» совершенствования.
Пересекающие организацию процессы, обычно называют бизнес-процессами. Это название связано с тем, что, как правило, такие процессы направлены на удовлетворение внешних клиентов, потребителей организации. А отношения с ними - это и есть бизнес.
На рисунке 1 приведем модель Поставщик/Потребитель, важную для понимания процессного подхода.
Рисунок 1 - Модель Поставщик/Потребитель [4]
При процессном подходе организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Так как процессы направлены на удовлетворение потребностей (внутренних и внешних), а у каждого процесса есть свой поставщик (вход) и свой потребитель (выход), то это дает основание применять к ним название «бизнес-процесс».
Перейти на страницу: 1 2 3
|