Острая конкуренция между организациями заставляет искать оптимальные стратегии развития на рынке и совершенствовать технологии управления бизнесом. Решающим фактором в конкурентной среде предприятий является успешное освоение технологий бизнес-инжиниринга, которые могут приблизить их к самым передовым достижениям мировой управленческой практики.
Особо актуален реинжиниринг в свете фундаментального переосмысления и радикального перепроектирования бизнес-процессов предприятий для достижения коренных улучшений в основных финансовых показателях. Сравнение бизнес-процессов любого предприятия позволяет сделать вывод о том, что его деятельность состоит из множества повторяющихся бизнес-процессов, каждый из которых решает только определенную задачу. Только от прибыльности и конкурентоспособности этих процессов будет зависеть эффективность деятельности предприятия и, соответственно, стабильность и устойчивость рыночной системы.
В середине 80-х годов XX в., когда возможности экстенсивного роста компаний в развитых странах (и прежде всего в США) были уже давно исчерпаны, специалисты по управленческим технологиям в поисках возможностей по радикальному повышению эффективности, прибыльности и стоимости бизнеса обратили свое внимание на проблему эффективности реализации бизнес-процессов [10]. Именно эффективность бизнес-процессов дала толчок развитию новой управленческой дисциплины, получившей название реинжиниринга бизнес-процессов, а также свою методологию, терминологию, инструментальные средства, систему подготовки специалистов и т.д. Именно реинжиниринг стал одним из важнейших рычагов успешной перестройки американских компаний, позволив им успешно "перестроиться" в 80-е годы, вернуть мировое лидерство в эффективности и обеспечить невиданный рост американской экономики и фондового рынка.
Билл Гейтс считает, что «человек, имеющий представление о том, как можно поставить технологию на службу основной деятельности, чрезвычайно ценен для компании; а тот, кто такого представления не имеет, вряд ли сможет принести большую пользу».
В условиях вступления России в ВТО именно реинжиниринг предприятий может увеличить ее стабильность и устойчивость, а также прибыльность бизнеса.
Реинжиниринг предприятия - это моделирование организационного бизнеса для получения максимальной прибыли путем повышения качества услуг, мотивации персонала, снижения затрат путем агрессивного внедрения информационных процессов и полного удовлетворения запросов потребителей.
Оценив возможные этапы совершенствования бизнеса, предлагается следующий алгоритм проведения реинжиринга:
оценка сильных и слабых сторон - его потенциала (который составляют в первую очередь идеи и люди, опыт и квалификация), также анализируются потенциальные и реальные рынки;
для перспективных рынков выстраиваются альтернативы позиционирования, наиболее приемлемые, которые согласовываются между собой;
формулируются общие стратегические цели (которые могут охватывать разные рынки и отрасли), цели бизнеса;
для каждого бизнеса разрабатываются средне- и краткосрочные стратегии, позволяющие достичь поставленных целей;
когда стратегии определены, прорабатываются мероприятия по их реализации, оптимальным образом выстраивается оргструктура (включая все технологии взаимодействия подразделений, бизнес-процессы, а также системы планирования, стимулирования и контроля);
затем по каждому бизнесу формируются бюджеты, сводятся в общий, проводится коррекция запланированных мероприятий и выстраивается годовой оперативный план. Реализация плана тщательно контролируется.
Все возможные способы проведения реинжиринга должны базироваться на переосмыслении своей деятельности для поиска более доходных источников своего бизнеса.
Реализация программы реинжиниринга достаточно сложная задача. Она предусматривает, в частности, возвращение к фундаментальным вопросам: «как работает предприятие?» и «как организовано взаимодействие с клиентами?». Поэтому в процессе реализации программы реинжиниринга необходимо опираться на два руководящих принципа.
. Программа реинжиниринга должна охватывать вертикально всю структуру организации. Несмотря на активные усилия вышестоящих звеньев, программа может встретить серьезные препятствия на уровне функциональных подразделений и персонала, так как реинжиниринг может затрагивать и личные интересы. При этом, считается, что лишь заинтересованное участие персонала, близкого к текущей работе, может во многом обеспечить успех.
. Процессы следует разрабатывать, исходя из внешних условий. Как правило, клиентов интересует два условия обслуживания: снижение цен на услуги и улучшение качества товара или сервиса. Одних может больше интересовать скорость совершения операции, других - расширение ассортимента услуг или продуктов, третьих - высокая надежность и др. При разработке процессов следует учитывать интересы основных групп клиентов и исключить из разработки интересы групп, предварительно признанных малочисленными или нерентабельными.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|