стратегический план предприятие среда
Стратегическое управление это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Можно отметить, что стратегическое управление становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию, как между собой, так и с иностранными корпорациями. Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое: 1) осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ; 2) ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей; 3) опирается на человеческий потенциал, как основу организации.
Стратегическое управление основывается на стратегических целях компании, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы. Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться.
Например, на одну из самых популярных стратегий - конкурентную. Умело используя конкурентные преимущества, фирма может осуществить один из следующих видов конкурентной стратегии:
) стратегия низких издержек - предполагает максимально возможное снижение издержек производства и реализации товара, что позволяет привлечь максимально возможное количество покупателей;
) стратегия дифференциации - направлена на придание товару специфических черт, отличающих его от товара конкурента;
) стратегия оптимальных издержек - предполагает оптимальное сочетание низких издержек и дифференциации;
) сфокусированная стратегия (или стратегия рыночной ниши) - сориентирована на покупателей с особыми потребностями, вкусами. Также конкурентные стратегии делятся на:
• наступательные;
• оборонительные;
• вертикальной интеграции. [2]
При стратегическом управлении организация обеспечивала свое развитие за счет сбалансированного взаимодействия с внешней средой. Выбор стратегии делается на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установления приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения будущего успеха.
В общем виде процесс разработки стратегий состоит из ряда последовательных этапов:
Рис. 1 - Схема процесса разработки стратегии
Согласно этой модели процесс, стратегического планирования представляет собой некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой среды, которые выражаются в форме ключевых факторов успеха, и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала фирмы, выраженных в отличительных способностях к развитию. [3]
Стратегическое управление не лишено некоторых недостатков, которые всегда присутствуют при моделировании процессов реального мира:
) не дает детальной картины будущего, а является лишь качественным описанием желаемого состояния организации;
) не позволяет полностью формализовать процесс управления, поскольку представляет собой органическое соединение интуиции и искусства руководителей организации;
) требует корректировок стратегии по мере возникновения изменений во внешней и внутренней среде организации;
) велика цена возможных ошибок при выборе неверной стратегии;
) разработка добротного стратегического плана не гарантирует положительный результат, поскольку многое зависит от внедрения необходимых изменений в самой организации.
Тем не менее, желание создать эталонные стратегии не покидает специалистов этой области. [4,5]
|