Сегодня любая успешно действующая компания тщательно формирует свою кадровую политику, охватывающую все сферы работы с персоналом внутри компании, и жестко проводит её в жизнь. В компании существуют не только сформулированные на бумаге, но и активно работающие, реально действующие правила, меморандумы, кодексы, управленческие процедуры по всем направлениям работы с персоналом.
Исходными документами для формирования кадровой политики являются:
· Всеобщая декларация прав человека;
· Конституция (Основной закон);
· Гражданский Кодекс РФ;
· Трудовой Кодекс РФ.
Кадровая политика предприятия должна находить отражение в следующих документах:
· Устав организации;
· Философия организации;
· Коллективный договор;
· Правила внутреннего трудового распорядка;
· Трудовой договор сотрудника;
· Положение об аттестации кадров.
Кадровая политика формирует:
требование к рабочей силе на стадии найма - к уровню образования, стажу, специальной подготовке, возрасту, полу и т.д.;
отношение к «капиталовложениям» в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие персонала;
отношение к стабилизации коллектива (всего или по подразделениям);
отношение к новым работникам, программе их адаптации и поддержки;
готовность повышать квалификацию персонала или осуществлять переподготовку кадров.
Этапы построения кадровой политики:
1. Нормирование - формулирование общих принципов и целей работы с персоналом в соответствии с целями и ценностями организации.
2. Программирование - построение системы процедур и мероприятий - кадровых технологий.
. Мониторинг персонала - отработка конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала, оценка эффективности этих мер.
К кадровой политике в современных условиях предъявляются следующие общие требования:
Кадровая политика должна вытекать из политики организации, так как она представляет кадровое обеспечение для реализации стратегии;
Она должна быть достаточно гибкой, обеспечивать, с одной стороны, стабильность ожиданий работников, с другой - их динамику; корректироваться в соответствии с изменениями положения организации и экономической ситуации на рынке. Важно, чтобы стабильными были те стороны кадровой политики, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия;
Кадровая политика должна быть экономически обоснованной, так как подготовка квалифицированных работников и поддержание их профессионального уровня связаны с большими издержками;
Кадровая политика должна учитывать индивидуальные особенности и потребности своих работников, в первую очередь ведущих сотрудников организации;
- Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но и обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне.
В таблице 1 рассмотрены основополагающие принципы формирования кадровой политики.
Таблица 1
Основополагающие принципы формирования кадровой политики
Наименование принципа |
Характеристика принципа |
Научность |
Использование всех современных научных разработок в данной области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект |
Комплексность |
Охват всех сфер кадровой деятельности и всех категорий работников |
Системность |
Учет экономического и социального эффекта (как пположительного, так и отрицательного), влияния и того или иного мероприятия на конечный результат |
Эффективность |
Любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности |
Методичность |
Качественный анализ выбранных вариантов решения, особенно в тех случаях, когда имеется ряд взаимоисключающих методик |
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентируется на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
С учетом сказанного, кадровую политику можно определить как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников. Кадровая политика организации - это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
|