Реформирование системы государственной службы в Беларуси и других странах переходного типа, требует пристального внимания к проблеме морали в деятельности руководителей и служащих.
Так, в США существует развитое законодательство в области административной этики. Основными направлениями деятельности, здесь, являются: введение запретов с установлением санкций; получение информации о финансовом положении госслужащих; гарантирование конфиденциальности; регулирование отдельных групп служащих [7]. Важным средством, позволяющим выработать общее руководство для этического поведения госслужащих, является Кодекс этики, разработанный в 1924 г. Международной ассоциацией городского управления. Сегодня 36 штатов и большинство профессиональных ассоциаций США имеют свои Кодексы этики. Необходимо подчеркнуть, что вопрос административной этики является одним из основных в формировании системы кадрового обеспечения учреждений в США. Этические проблемы остро стоят во многих странах мира, и Россия в этом не исключение.
Анализ приведенных выше данных позволяет сделать следующие выводы (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Основные требования к госслужащим в странах мира
Страна (группа стран) |
Основные требования |
Япония |
Квалификация, знания, способность к обучению |
Голландия |
Умение анализировать, политическая и социальная эрудиция, практический опыт |
Страны Западной Европы |
Корректность, умение анализировать, объективность, сопротивляемость стрессам |
США |
Соответствие должностным обязанностям, выполнение требований к трудовому поведению (административная этика) |
Исходя из данных таблицы, можно предположить, что вышеуказанным странам присущ различный подход к системе кадрового обеспечения учреждений. Так, если в странах Западной Европы, в США основными требованиями являются корректность, порядочность, этика, то в Японии и Голландии - знания, эрудиция, способность анализировать являются приоритетными.
Необходимо отметить, что анализ зарубежного опыта в системе кадрового обеспечения государственных и муниципальных учреждений позволяет утверждать, что можно использовать ряд положительных наработок, в процессе кадрового обеспечения белорусских госучреждений.
Особое внимание нужно обратить на тот факт, что обращение к зарубежному опыту может быть уместным, и в научном плане корректным, лишь при всестороннем его рассмотрении, анализе не только чисто «управленческой» проблематики, но и особенностей социально-политического развития тех стран, которые выступают в роли носителей изучаемого опыта.
|