Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
удельный вес продукции высшей категории качества;
средневзвешенный балл продукции;
средний коэффициент сортности;
удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
удельный вес сертифицированной продукции, соответствующей мировым стандартам;
удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
надежность (долговечность, безотказность в работе);
технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции; удельный вес зарекламириванной продукции, потери от брака и др.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить отношением количества продукции I сорта к общему количеству.
Рассмотрим теперь обобщающие показатели качества продукции ФГУП «Спиртзавод «ЛВЗ».
Таблица 4. Обобщающие показатели качества продукции ФГУП «Спиртзавод «ЛВЗ» за 2008 - 2009 год.
Показатели |
2008 год |
2009 |
Отклонение | |
Сумма |
Уд. вес. % |
Сумма |
Уд. вес. % |
Сумма |
Уд. вес. % |
Продукции высшего качества |
217,4 |
10,6 |
1164 |
33,1 |
+9446,6 |
+22,5 |
Новой продукции |
3827,7 |
18,8 |
- |
- |
- |
- |
Средний коэффициент сортности |
1439,5 |
70,7 |
1489,1 |
42,4 |
+49,6 |
-28,3 |
Отмеченной наградами |
1178 |
57,8 |
3026,1 |
86,1 |
+1848,1 |
+28,3 |
Рассмотрев аналитическую таблицу обобщающих показателей качества продукции за 2008 - 2009 год можно сделать следующие выводы:
продукция высшего качества увеличилась в объеме изготовления и по удельному весу увеличение составило 22,5% , что является очень положительным фактором в улучшении качества выпускаемой продукции;
как положительный фактор, так же является увеличение выпуска продукции отмеченной наградами и получение новых наград на конкурсах и выставках-ярмарках, оно составило по удельному весу 28,3%;
произошло уменьшение коэффициента сортности на 28,3%, но коэффициент сортности рассчитывается как отношение количества продукции 1 сорта к общему объему, то можно сказать, что его уменьшение есть следствие увеличения выпуска продукции высшего качества.
|