Анализ качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

удельный вес продукции высшей категории качества;

средневзвешенный балл продукции;

средний коэффициент сортности;

удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

удельный вес сертифицированной продукции, соответствующей мировым стандартам;

удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

надежность (долговечность, безотказность в работе);

технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции; удельный вес зарекламириванной продукции, потери от брака и др.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить отношением количества продукции I сорта к общему количеству.

Рассмотрим теперь обобщающие показатели качества продукции ФГУП «Спиртзавод «ЛВЗ».

Таблица 4. Обобщающие показатели качества продукции ФГУП «Спиртзавод «ЛВЗ» за 2008 - 2009 год.

Показатели

2008 год

2009

Отклонение

Сумма

Уд. вес. %

Сумма

Уд. вес. %

Сумма

Уд. вес. %

Продукции высшего качества

217,4

10,6

1164

33,1

+9446,6

+22,5

Новой продукции

3827,7

18,8

-

-

-

-

Средний коэффициент сортности

1439,5

70,7

1489,1

42,4

+49,6

-28,3

Отмеченной наградами

1178

57,8

3026,1

86,1

+1848,1

+28,3

Рассмотрев аналитическую таблицу обобщающих показателей качества продукции за 2008 - 2009 год можно сделать следующие выводы:

продукция высшего качества увеличилась в объеме изготовления и по удельному весу увеличение составило 22,5% , что является очень положительным фактором в улучшении качества выпускаемой продукции;

как положительный фактор, так же является увеличение выпуска продукции отмеченной наградами и получение новых наград на конкурсах и выставках-ярмарках, оно составило по удельному весу 28,3%;

произошло уменьшение коэффициента сортности на 28,3%, но коэффициент сортности рассчитывается как отношение количества продукции 1 сорта к общему объему, то можно сказать, что его уменьшение есть следствие увеличения выпуска продукции высшего качества.

Перейти на страницу:
1 2