Организационный климат как составляющая организационной культуры

С понятием организационная культура неразрывно связано понятие организационного климата. Организационный климат - это состояние среды организации, которое выражается в эмоциях, настроениях и переживаниях членов организации и оказывает влияние на их рабочее поведение. Организационный климат определяется природой людей организационными связями и связями руководитель-подчиненный.

Организационный климат, включает менее устойчивые характеристики, чем организационная культура. Он в большей степени подвержен внешним и внутренним влияниям. Например, при общей организационной культуре фирмы организационный климат в двух ее подразделениях может значительно различаться. Предположим, что это связано с жестким, авторитарным, иногда просто грубым стилем управления одного из начальников отдела, который поступил на работу в фирму недавно. Если культура данной фирмы предполагает наличие между руководителями и подчиненными отношений, характеризующихся взаимоуважением, демократичностью, широким делегированием полномочий и ответственности, то со временем климат в этом отделе обратит на себя внимание вышестоящих руководителей, а поведение начальника отдела вступит в противоречие с установившимися в организации нормами. Под влиянием организационной культуры сначала будут устранены причины противоречий: начальник отдела либо уволится, либо будет вынужден изменить стиль управления, либо его уволят, а затем климат в отделе придет в соответствие с культурой фирмы.

Многие организации периодически проводят изучение климата, чтобы контролировать уровень напряженности в организации. Это оценка совпадения ожиданий людей относительно того, как должны обстоять дела в организации, с реальным положением дел.

Климат может изменяться, его нужно контролировать на относительно коротких отрезках времени. Культура - это значительно более устойчивое образование, имеющее более длительный жизненный цикл, с более глубокими корнями и более тесно связанное с системой управления организацией. При этом нездоровая организационная культура требует к себе самого серьезного внимания высшего руководства, большего, чем нездоровый климат.

Выделяют характерные черты «здорового» организационного климата:

Работники рассматривают организационные цели как свои собственные

Стиль руководства адекватен рабочим ситуациям

Взаимное доверие, внимание и поддержка на всех уровнях организации

Внимание к организации труда и качеству рабочей жизни

Высокая степень готовности работников выполнять сложные, перспективные и ответственные задания с высокими стандартами исполнения

Справедливая система поощрений, признание заслуг и достижений

Справедливость и честность в отношении руководства с персоналом

Открытые каналы коммуникации и привлечения людей к решению проблем организации и принятию решений

Приверженность работников своей организации и ощущение собственной необходимости и значимости для организации[6].

Таким образом, организационная культура - это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний - организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.