В теории менеджмента существует такое понятие, как «предпринимательская среда», под которой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование организации и требуют принятия или приспособления к ним. Внешняя среда представляет собой совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния. Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д. Внешние факторы делятся на две основные группы. И это есть эффективный способ определения окружения предприятия и упрощения отслеживания влияния данного окружения на организацию: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).
Среда прямого воздействия именуется также непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. К ним можно отнести следующие субъекты, которые будут рассмотрены нами далее: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы. Внешнюю микросреду организации схематически представляется как систему материальных, финансовых и информационных связей компании.
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. К основным факторам косвенного воздействия относятся: технологические, экономические, социокультурные и политико-правовые, а также международные изменения. Изменчивая внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для предприятий. В ее анализ входят аспекты, оказывающие непосредственное воздействие на успехи или неудачи предприятий. Исходя из классификации, принятой в менеджменте предлагается такой перечень характеристик внешней среды.
взаимосвязанность факторов;
сложность;
подвижность;
неопределенность.
Множество различных точек зрения можно найти в специальной литературе по поводу строения внешней среды. Самым популярным является подход, который выделяют два уровня: микро- и макросреду во внешней среде любых организаций. Анализ внешнего окружения помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности:
С позиции оценки данных угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования сводится к ответам на три вопроса.
Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем.
Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство в дальнейшем.
Основными принципами, которые необходимо учитывать при организации исследования внешней среды являются принципы объективности, системности, развития, регулярности, гибкости и релевантности. Итак, внешняя среда организации - довольно сложное явление.
Внешней средой организации является совокупность следующих факторов: активные хозяйствующие субъекты, экономические, общественные и природные условия, национальные, а также межгосударственные институциональные структуры и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.
|