Значение качества для обеспечения конкурентоспособности

качество стоимость конкурентоспособность

В условиях современной рыночной экономики одним из важных критериев востребованности и эффективности выпускаемой продукции или предоставляемых услуг является конкурентоспособность.

Конкурентоспособность в общем смысле, независимо от изучаемого объекта, определяется как набор определенных свойств, которыми обладает объект, и которые обеспечивают ему преимущество перед другими объектами.

Для того чтобы определить экономическую сущность понятия «конкурентоспособности», необходимо изначально исследовать такую экономическую категорию, как конкуренция.

Современная рыночная экономика представляет собой сложный комплексный механизм, который состоит из разнообразных коммерческих, производственных, финансовых и информационных структур, взаимодействующих в области разносторонней системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым пространством деятельности - рынок.

Под рынком понимается организованный институт или структуру, которая сводит вместе продавцов (поставщиков) и покупателей (предъявителей спроса), где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены на продукцию и определяются объемы продаж.

Любому потребителю, приобретающему товар на рынке, постоянно приходится выбирать. Бывает такая ситуация, когда продавец, предлагающий конкретный товар, является единственным на рынке. Следовательно, у потребителя ограничиваются возможности выбора, между продавцами не возникает соперничества. Однако, такая ситуация в развитой рыночной экономике существует крайне редко, исключениями являются некоторые естественные монополии в таких областях деятельности, как транспорт, электроэнергетика и т.п.

Количество предложений производителей увеличивается по мере развития и насыщения рынка. Сам рынок увеличивается и способствует сильному дифференцированию товара, что предоставляет покупателю огромный выбор и приводит к возникновению соперничества, то есть конкуренции, между продавцами.

Чтобы достигнуть лидирующего положения на рынке, предприятию необходимо предлагать товар (услугу), который намного лучше товара (услуги) конкурентов, удовлетворяет потребности покупателя, т.е. товар более высокого качества.

Оценка уровня качества продукции представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей.

Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:

· прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

· планирование повышения качества и объемов производства;

· обоснование освоения новых видов;

· выбор наилучших образцов;

· обоснование целесообразности снятия с производства;

· аттестация качества;

· обоснование возможностей реализации за рубежом;

· оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;

· контроль качества;

· стимулирование повышения качества;

· анализ динамики уровня качества;

· анализ информации о качестве и др. [5, c. 56].

Оценка уровня качества продукции может производиться на различных стадиях жизненного цикла.

На этапе разработки оценивается уровень разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к качеству продукции и производится нормирование показателей в НТД.

На этапе производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытании, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.

На этапе эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции 'и по результатам эксплуатации или потребления ее принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.

Перейти на страницу:
1 2