Принципы и теории управления временем

Термин «тайм-менеджмент» (ТМ) происходит от английского time-management, что в переводе означает «управление временем». Под ТМ подразумевается технология учета и планирования рабочего времени. Она требует серьезных волевых усилий и постоянного внимания. Руководители сестринских служб часто задают вопрос «Как успеть все сделать, да еще, чтобы и на отдых хватило времени? У нас такие объемы работы!». Важно помнить: если обладать знаниями и практическими инструментами, можно успеть много!

Для того чтобы говорить о личной эффективности в вопросе управления временем, необходимо сначала, во-первых, избавиться от необходимости выполнять ненужную работу, т.е. от всего, что не имеет отношения к собственной жизни. Во-вторых, избавить себя от чувства вины и стресса, которые может породить чрезмерная уступчивость.

Нехватка времени обычно является симптомом недостаточного владения менеджером следующими фундаментальными навыками: способностью выделять ключевые цели и действия, способностью результативно делегировать полномочия, анализировать использование времени, планировать его.

В современных исследованиях предлагаются разнообразные подходы к управлению временем. Среди них - «закон Парето» - по имени экономиста Вильфредо Парето, открывшего его. Основной принцип закона таков: 80% работы выполняется за 20% рабочего времени, 20% работы обеспечивают 80% конечного результата, 20% сотрудников делают 80% всей работы.

Интересна и система хронометража времени Бенджамина Франклина

(американский ученый, изобретатель, философ, государственный деятель). Системы хронометража, которым учат на многих курсах управления временем, направлены назад: в их основе лежит учет уже использованного, отработанного времени, это своего рода дневник того, что сделано. Система Франклина направлена вперед: она работает с тем, что должно быть сделано. Глобальная задача дробится на подзадачи, те - на еще более мелкие подзадачи. Визуально эту систему можно отобразить в виде ступенчатой пирамиды, а процесс ее применения - как процесс строительства этой пирамиды

 

План на день

 
 

Краткосрочный план

 
 

Долгосрочный план (на годы)

 
 

Генеральный план достижения цели

 
 

Глобальная цель (достойная цель творческой личности)

 

Главные жизненные ценности человека- то, что он хочет от жизни

. Сначала укладывается массивное основание пирамиды, служащее опорой для всех остальных этажей. Человек определяет свои жизненные ценности - то, что он хочет от жизни. Для одного - это материальный достаток и уверенность в завтрашнем дне. Для другого - благополучная семья, любящая жена и счастливые дети. Для третьего - слава и высокий социальный статус. Для четвертого - власть. Для пятого познание. Для шестого - служение во имя человечества…. Список можно продолжать до бесконечности, тем более что обычно у человека есть некое множество жизненных ценностей. Этап определения жизненных ценностей является наиболее важным в построении пирамиды. Если на этом этапе будет допущена ошибка (например, человек выберет «познание» и «служение людям», хотя на самом деле для него важны в первую очередь «известность» и «высокий социальный статус»), то впоследствии его неизбежно постигнет разочарование. Итак, первым делом необходимо составить список жизненных ценностей, причем не надо бояться потратить на это слишком много времени - важно хорошо обдумать список. Следует убедиться, что выбранные ценности не противоречат друг другу.

Перейти на страницу:
1 2