Понятие качества продукции. Система управления качеством

Мировой уровень качества определяется качеством продукции, преобладающей на мировом рынке.

Определение показателя качества подразумевает нахождение его численного значения. Для этого в зависимости от специфики выпускаемой продукции на практике применяются следующие методы:

измерительный, предусматривающий использование специальных инструментов, приборов;

регистрационный, который основан на регистрации числа наступления определенных событий, подсчете предметов и др.;

вычислительный, базирующийся на применении специальных математических моделей для вычисления показателя качества;

органолептический, предусматривающий анализ восприятия человеческих органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность получаемых значений субъективна и зависит от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;

социологический, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или потенциальных потребителей;

экспертный, который реализуется группой специалистов [20, с. 211].

Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает единичные, комплексные и обобщающие показатели.

По общепризнанной классификации, основанной на свойствах, которые могут быть присущи продукции, единичные показатели объединены в 10 групп.

Показатели назначения, определяющие область применения продукции, а также эффект от использования продукции по назначению. Для продукции производственно-технического назначения к таким показателям, например, относится производительность.

Показатели надежности, включающие такие единичные показатели, как безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность изделия.

Показатели технологичности, отражающие эффективность конструкторско-технологических решений с точки зрения обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

Показатели стандартизации и унификации, определяющие такие свойства, как насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

Эргономические показатели, отражающие взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием (освещенность, температура, влажность, шум, вибрация и т.д.)

Эстетические показатели, объединяющие информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

Показатели транспортабельности, выражающие приспособленность продукции для транспортирования.

Патентно-правовые показатели, определяющие патентную защиту и патентную чистоту продукции и являющиеся существенным фактором при определении конкурентоспособности на мировом рынке.

Экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности, характеризующие особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивающие безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции [20, с. 212].

Комплексные показатели отражают одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, назначения, надежности, долговечности и т.д. Для расчета комплексного показателя качества могут применяться два метода:

аналитический, который используется тогда, когда имеется возможность установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичного. Наиболее часто данный метод используется в часовом производстве, автомобильной промышленности;

коэффициентный - используется в том случае, если отсутствует функциональная зависимость комплексного показателя от единичного. Расчет комплексного показателя осуществляется по формуле:

Перейти на страницу:
1 2 3