Требования к системам качества впервые были установлены в 1987 г. в четырех стандартах ИСО серии 9000-ИСО серии 9000-9004, принятых международной организацией по стандартизации (International Standard Organization). В 1994 г. после внесения изменений появилась вторая версия стандартов.
В 2000 г. была утверждена третья версия стандартов:
ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества». Основные положения и словарь;
ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества». Требования;
ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества». Рекомендации по улучшению деятельности.
Готовится к утверждению ИСО 19011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды»
Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые в третьей версии полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию и называются «согласованной парой» [11, с. 96].
В настоящее время ИСО насчитывает около 120 членов, по одному от каждой страны.
Международные стандарты семейства ИСО 9000 устанавливают основные требования к созданию общих программ управления качеством (обеспечения качества) в промышленности и сфере обслуживания. Стандартами ИСО 9000 предусмотрены рекомендации для выбора той системы качества, которая требуется на предприятии с учетом конкретных условий и планируемых действий в области обеспечения качества.
Стандарты семейства ИСО 9000 получили международное признание в силу того, что они представляют собой объективный итог определения и обеспечения качества бизнеса. Они отражают содержание опыта хорошо организованной работы профессионально обученных и заинтересованных людей в сфере обеспечения качества, ориентированных на удовлетворение потребителя и обеспечение конкурентоспособности, а также заинтересованных в результативной и эффективной работе предприятия в целом.
При реализации всеобщего управления качеством на предприятии наиболее актуальной является проблема освоения отечественными предприятиями всех требований международных стандартов семейства ИСО 9000. Международный опыт создания и внедрения международных стандартов показывает, что, в первую очередь, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности [12, с. 459].
Значимость международных стандартов ИСО серии 9000 состоит:
в регулировании рыночных отношений между производителем и потребителем продукции (услуг) на основе предварительной оценки (сертификации) способности производителя гарантировать необходимое потребителю качество продукции;
в упрощении международного товарообмена, с тем чтобы потребители могли легко и понятным для них образом оценить уровень качества независимо от того, какую страну или регион представляет организация. Стандарты признаются как способ ликвидации барьеров в торговле;
в создании механизма массового давления на организации, чтобы сдвинуть средний уровень менеджмента и соответственно качество продукции и услуг в лучшую сторону [20, с. 217].
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО «МОЗЫРСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД»
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|