Деловая репутация - одно из нематериальных благ, "измеряемое" оценкой профессиональных и личных качеств конкретного лица со стороны тех, кто находится с ним в деловых отношениях, контактах. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, в том числе занимающийся предпринимательской деятельностью, а также любое юридическое лицо: коммерческая и некоммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и др.
Гудвилл (англ. Goodwill) - экономический термин, используемый в бухучёте, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании без учёта стоимости активов < и пассивов . Он относится к нематериальным активам. Отражает доверительное отношение к компании, к бренду деловую репутацию. При оценке или продаже компании может создавать большую (сверхнормативную) прибыль , чем рыночная оценка всех активов за вычетом долговых обязательств.
Управление репутацией - сравнительно новый вид управленческой деятельности, вобравший в себя новейшие достижения в области управленческих и коммуникационных технологий.
На данный момент наблюдается все более возрастающий интерес российского бизнеса к такой области менеджмента, как деловая репутация и корпоративный имидж. Такое развитие связано, прежде всего, с повышенным вниманием бизнеса позиционированию своей социальной ответственности.
Корпорации стремятся доказать своим корпоративным аудиториям, что они добросовестные граждане своей страны, заботящиеся об общественных интересах. В среде российских топ-менеджеров растет интерес и к корпоративной культуре. Во многих компаниях достигнута высокая степень осознания необходимости поддержания собственной корпоративной культуры. Результатом развития корпоративной культуры компании являются уровень мотивации персонала, имидж компании среди клиентов, ее репутация как работодателя. Внимание, которое в последнее время российские компании уделяют развитию корпоративной культуры, свидетельствует о том, что российский бизнес становится на путь долгосрочного эффективного развития на основе социально-ответственного поведения.
Повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг напрямую зависит от корпоративного имиджа отечественных компаний. Устойчивая деловая репутация ведет к повышению стоимости акций российских предприятий на фондовом рынке, привлекает инвесторов. Вместе с тем, растет уровень доверия партнеров, органов государственной власти. Социально-ответственная компания получает важные преимущества на рынке труда как работодатель. Развитие корпоративной культуры, построение деловой репутации и корпоративного имиджа компаний способствуют укреплению имиджа России на международной арене. Социальная отчетность стала объективной необходимостью для компаний, которые выходят на зарубежные рынки и хотят объявить всему миру о социальных принципах своей работы.
Высокая значимость корпоративного имиджа, деловой репутации для эффективной деятельности компаний стимулирует развертывание исследований по этой проблеме. Еще в начале 1980-х гг. более половины крупнейших компаний Великобритании вели исследования по имиджевой тематике. Среди зарубежных авторов по проблемам деловой репутации и корпоративного имиджа следует выделить Д. Бурстина, Г. Даулинга. В трудах этих специалистов подробно исследуются методы и технологии формирования корпоративной репутации, индивидуальной узнаваемости и имиджа. Российский опыт репутационного менеджмента освещен И.Варьяшем, И.Олейником, А.Лапшовым. До сих пор в отечественной экономической литературе отсутствует четкое представление, что собой представляет корпоративный имидж, корпоративный бренд, деловая репутация компании, не обозначены отличия имиджа от системы фирменной идентификации. Несмотря на имеющее место распространение принципов корпоративной социальной ответственности (КСО) российских компаний, не обозначена тесная связь КСО и деловой репутации. Поэтому данная работа посвящена анализу и обобщению имеющегося отечественного и зарубежного опыта управления процессом формирования деловой репутации и корпоративного имиджа компании на основе социально-ответственного поведения бизнеса и вопросам внедрения наиболее значительных разработок в российскую практику.
Объектом исследования является деятельность российских корпоративных структур по обеспечению условий социально-ответственного поведения как фактора улучшения деловой репутации.
Предметом исследования является механизм управления процессом формирования успешной деловой репутации и корпоративного имиджа российских компаний на примере компании ОАО «Уралкалий».
Целью дипломной работы является выработка рекомендаций по управлению процессом формирования деловой репутации российских компаний.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи:
изучение понятий «корпоративный имидж», «деловая репутация», определение их роли в позиционировании современной компании на рынке;
изучение современных подходов к формированию деловой репутации и корпоративного имиджа;
определение факторов, влияющих на процесс формирования успешной деловой репутации .
Методологической базой послужили принципы системного подхода, методы сравнения, анализа, синтеза. При изучении фактического материала использовались методы экономико-статистической обработки и анализа собранного материала.
Теоретические и методологические подходы к решению проблемы совершенствования управления репутацией
|