Интерес
к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении
веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия
началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом
исследования. В 30 - 50 годах ХХ века был предпринят ряд крупномасштабных
исследований на системной основе.
Актуальность
проблематики обусловлена следующими факторами:
наличием
довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
низким
уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за
собой неэффективность деятельности организации.
Изучение
проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства,
отбора и формирования лидеров.
Данная
выпускная квалификационная работа написана на тему: «Лидерство и проблема
эффективности управления как компетенции руководителей среднего звена».
Целью
работы является исследование эффективности управления на основе выявления
компетенций у руководителей среднего звена.
Достижение
поставленной цели определило постановку и решение ряда задач:
1. Раскрыть
сущность управления;
2. Определить
содержание понятий: лидерства и руководства;
3. Изучить
ключевые различия между лидерством и руководством;
. Исследовать
выраженность лидерских компетенций у руководителей среднего звена;
5. Интерпретировать
результаты и сформировать рекомендации по улучшению
Объект
работы - руководители среднего звена на предприятии ФГУ ЦНТИ.
Предметом
работы является - компетенции руководителя среднего звена.
Начиная
с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем
свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана,
Дж. Пейджа.
До
недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и
спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с
лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства
принадлежит западным ученым.
Однако
в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы
лидерства. ( Например, книга Р.Л.Кричевского “Если вы - руководитель” об
элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в
организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов
московского центра политических исследований “Никколо М “ “Имидж лидера”.)
В
ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных
определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство - это воздействие на
группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И.Вэшнер и
Ф. Массорик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое
в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на
достижение специфической цели или целей. Г.Кунц и С.О.Доннели считают, что
лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.
В.Г.Шипунов
и Е.Н.Кишкель в книге "Основы управленческой деятельности" говорят о
том, что труд руководителя носят в основном умственный характер. Результатом
этого труда являются решения и действия руководителя. Цель труда руководителя -
организация совместных усилий коллектива, направленная на достижение
эффективных результатов.
М.Х.Мескон
в книге "Основы менеджмента" выделил ряд факторов, которые помогают
стать лидером: должностное положение, профессиональная компетентность, возраст,
свобода передвижения на рабочей зоне, расположение рабочего места и
отзывчивость. Впрочем, нельзя утверждать, что наличие этих факторов
автоматически делает человека лидером: иногда лидерами становятся даже в том
случае, если условия этому не благоприятствуют.
Лидер
- человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и
изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей. С
точки зрения этих авторов, «Лидер организации - человек, эффективно
осуществляющий формальное руководство и лидерство».
Проблемы
лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С
одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора
компетенций, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние, или воздействует
на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового
воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия,
основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и
направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Природа
лидерства может быть лучше раскрыта, если его сравнивать с руководством. Быть
руководителем и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Руководитель в
своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде
всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее
питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления,
основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее
взаимодействия в организации. В отличии собственно руководства лидерство
предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно
отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на
управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».
Наиболее
желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице
лидера и руководителя, способствующее наиболее эффективной работе организаций.
Только он, выбрав правильный стиль руководства, может воздействовать на
динамику развития фирмы. Организуя работу фирмы, он формирует определенное
представление о себе среди подчиненных и партнеров. Хорошо известные всему миру
компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе
отдельных организаций часто слова «руководитель» и «лидер» употребляются как
синонимы, что нередко является вполне оправданным.
Из
вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на
данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение
феноменов руководства и лидерства.
Сущность
управления
|