Экономическая и социальная эффективность деятельности Гомельского райпо

Управление охватывает все стороны функционирования субъектов хозяйствования потребительской кооперации. В нем в разной степени участвует большинство пайщиков и работников потребительской кооперации. Это дает основание оценивать его эффективность по эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Однако определить количественно долю управления в результатах производственно-хозяйственной деятельности невозможно. Поэтому, эффективность управления и эффективность производственно-хозяйственной деятельности соотносятся друг с другом не как часть и целое, а как форма и содержание. Содержание деятельности определяет ее форму управления. Одновременно управление активно воздействует на эффективность этой деятельности.

Следует различать две стороны эффективности управления: экономическую и социальную. Критерием экономической эффективности является максимум эффекта с каждой единицы затрат труда или минимум затрат общественного труда на единицу продукта. Производство организуется и управляется не ради самого производства, а ради людей, максимального удовлетворения их растущих потребностей. Отсюда следует, что повышение экономической эффективности производства подчинено главной цели - социальному развитию коллектива, и критерием с социальной эффективности является рост жизненного уровня.

Для конкретного коллектива он выражается в размере заработанной оплаты труда и ее покупательской способности.

В ряде случаев экономическая и социальная эффективности могут быть разнонаправленными. Рост экономической эффективности не всегда сочетается с повышением степени достижения социальных целей. Синхронности, автоматизма их одновременного изменения в одном направлении нет. Так, строительство крупного торгового предприятия взамен нескольких небольших магазинов позволяет повысить экономическую эффективность торговой деятельности, но одновременно могут возрасти затраты времени населения на покупку товаров.

Для самостоятельного субъекта хозяйствования основными показателями должны быть:

. Объем розничного товарооборота (выпуска товарной продукции).

. Себестоимость (издержки торговли).

. Производительность труда.

. Средняя заработная плата.

. Прибыль.

Как известно, оценка эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом требует определения экономических и социальных последствий их реализации.

К числу позитивных в райпо можно отнести следующие изменения:

обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги);

реализация и развитие индивидуальных способностей работников;

определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.);

создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости;

обеспечение безопасности продукции;

благоприятный социально-психологический климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).

Так как социальные результаты в ряде случаев поддаются стоимостной оценке (например, увеличение выпуска продукции, повышение ее качества, улучшение культуры обслуживания - вследствие более полной реализации трудового потенциала персонала, соответствия работниками занимаемых должностям, их высокой квалификации) они могут быть включены в состав общих результатов в рамках определения его экономической эффективности.

Рассмотрим наиболее эффективный и универсальный критерий оценки эффективности работы - прибыль. Проведем анализ рентабельности организации за 2007-2009 годы в таблице 3.1.1.

Таблица 3.1.1 - Данные о динамике показателей рентабельности деятельности Гомельского райпо за 2007-2009 годы

Показатели

Всего

Годы

Темп изменения, % или отклонение (+;-)

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г. к (от) 2007 г.

2009 г. к (от) 2008 г.

1. Средняя стоимость активов, млн р.

15943

19443,5

22715

122

116,8

2. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), млн р.

79816

106406

116891

133,3

109,8

3. Полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), млн р.

70205

93573

102706

133,3

109,7

4. Прибыль (убыток) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), млн р.

647

862

204

133,2

23,6

5. Прибыль (убыток) за отчетный период, млн р.

607

884

466

145,6

52,7

6. Показатели рентабельности (убыточности), %

-

-

-

-

-

1

2

3

4

5

6

Окончание таблицы 3.1.1

Продолжение таблицы 3.1.1

1

2

3

4

5

6

6.1 Рентабельность (убыточность) продаж (стр.4/стр.2*100)

0,81

0,81

0,17

-

-0,64

6.2 Рентабельность (убыточность) расходов (стр.4/стр.3*100)

0,921

0,921

0,19

-

-0,731

6.3 Рентабельность (убыточность) активов (стр.5/стр.1*100)

3,81

4,54

2,05

0,73

-1,32

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5