Уроки для России

Инновационный путь развития российской экономики связан с выбором направлений активизации инновационной деятельности и методов стимулирования технологических изменений в реальном секторе экономики на основе нахождения баланса между рациональными потребностями в современных технологиях и имеющимися заделами в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Между тем, несмотря на наличие в научно-технической сфере значительных заделов по результатам фундаментальных и прикладных исследований, высококвалифицированных научных кадров в стране отмечается крайне низкий уровень инновационной активности, по-прежнему высокая доля государства как источника средств, выделяемых для финансирования инноваций, имитационный характер инновационной системы, ориентированной на заимствование готовых технологий, а не на создание собственных прорывных инноваций, маленькая доля по сравнению с ведущими зарубежными странами передовых компаний - инноваторов - их доля лишь 16%.

Особо следует выделить проблему финансирования НИОКР, являющихся базой для создания инноваций. Объем и структура финансирования науки не соответствует ни потребностям ее развития, ни мировым стандартам. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (ВВП) значительно ниже, чем в индустриально развитых странах.

Для ликвидации сложившегося положения, а также учитывая опыт ведущих зарубежных стран, со стороны государства должны быть приняты меры, связанные с реальной поддержкой фундаментальной науки и обеспечения опережающего развития.

Особое внимание следует уделить государственно-частному партнерству в инновационной сфере. Использование положительного опыта развитых стран в области применения различных форм долевого участия в финансировании НИОКР необходимо для формирования российской модели ГЧП в сфере НИОКР и инноваций. Применительно к современной экономической ситуации в России есть все основания утверждать, что ГЧП может стать эффективной формой сотрудничества государства и частного бизнеса, поскольку наличие устойчивого спроса со стороны государства на результаты научно-технической деятельности (РНТД) является важнейшим инструментом снижения рисков инвестиций частного бизнеса и укрепления доверия кредитных организаций при реализации различных проектов в сфере НИОКР.

Очевидно, что главным сдерживающим фактором организации эффективного взаимодействия частного бизнеса и государства в сфере НИОКР является отсутствие специальных налоговых льгот для организаций, которые вовлечены в инновационную деятельность. Очень часто предлагаемые налоговые инициативы по разным причинам не находят своей поддержки на уровне федеральных органов исполнительной власти. До настоящего времени в бюджетном законодательстве отсутствует само понятие «инновационная деятельность».

Для выхода из этой ситуации необходимо разработать концепцию поэтапного введения и использования различных моделей государственно-частного партнерства в сфере НИОКР и инноваций, которая должна отражать наиболее перспективные для российской экономики направления партнерского развития на основе анализа уже действующих моделей.

Опыт некоторых развитых и стремительно развивающихся стран в сфере активизации инновационной деятельности и в организации процессов ускоренной коммерциализации новых разработок свидетельствует о необходимости системного государственного подхода во всех процессах, касающихся ускоренной модернизации экономики России на основе всестороннего стимулирования инновационной деятельности во всех отраслях народного хозяйства. В этой связи целесообразно рассмотреть комплекс предложений в различных сферах, которые должны сопровождаться рядом целевых программ и организационных мероприятий, направленных на создание национальной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации (табл. 3.2). Скорейшая реализация этих мер позволит создать более благоприятные условия для стимулирования инновационной деятельности, в частности в секторе малого и среднего бизнеса.

Таблица 3.2 Комплекс предложений, направленных на стимулирование инновационной деятельности в РФ

Сфера

Направления

Законодательная

- совершенствование нормативной правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности, не только на уровне отдельного региона или государства, а и на уровне международных объединений; - закрепление в нормативно-правовом порядке за государством прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научной и научно-технической деятельности, в том числе связанной с интересами обороны и безопасности страны; - разработка и реализация программ финансирования инновационных разработок и НИОКР, нацеленных на обеспечение преемственности между стадией исследований и этапом последующей разработки рыночного продукта в целях ускоренной коммерциализации передовых разработок; - законодательное и правовое обеспечение развития венчурного финансирования инновационных проектов, включающее создание правовой основы для деятельности венчурных фондов, а также для венчурного инвестирования пенсионными фондами, страховыми компаниями и др. кредитно-финансовыми институтами.

Финансирование инноваций

- разработка федеральной программы, предусматривающей объединение финансовых ресурсов различных государственных ведомств в целях выполнение НИОКР по их тематике на конкурсной основе силами МСП, предложивших реалистические инновационные проекты по их осуществлению (на примере программ США SBIR и STTR); - формирование механизмов реализации государственной поддержки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий, включая совершенствование финансирования фундаментальных исследований; - создание и развитие технологических объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков, технологических "бизнес-инкубаторов", отраслевых лабораторий в учреждениях высшей школы), сети консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий; - стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, систем венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов; - финансовая поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в прорывных областях с учетом мировых тенденций развития науки и технологий; - создание современных самодостаточных корпораций (холдингов, центров науки и высоких технологий, межотраслевых центров науки) для решения важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и дальнейшего поглощения мирового рынка наукоемкой продукции; - оказание всесторонней помощи (финансовой, материально- технической и консультационной) только предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность в соответствии с действующими приоритетами социально-экономического развития (страны, региона, города); - предоставление государственных гарантий по инвестициям и кредитам, привлеченным для реализации инновационных проектов; - для стимулирования инновационной деятельности в МСП необходимо обеспечить возможность получения субсидий (до 50% от стоимости проекта) или льготных кредитов на длительные сроки (5-10 лет), либо на период завершения работ по утверждённому проекту и прочих льгот;

Перейти на страницу:
1 2 3 4