Уроки для России

Из всего вышеперечисленного, можно выделить факторы, способствующие успешному развитию национальной инновационной системы:

· последовательная и долгосрочная инновационная политика государства с четко сформулированными целями и задачами;

· рациональное использование имеющегося инновационного потенциала в качестве фундамента для строительства инновационной экономики и реализации инновационной политики;

· систематические усилия по налаживанию и укреплению сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами;

· выявление и целевая поддержка важных для инновационно-технологического потенциала направлений, недостаточно быстро развивающихся либо не развивающихся самостоятельно;

· охват как можно большего объема потенциально инновационных фирм посредством предоставления им государственной поддержки;

· развитые программы коммерциализации инноваций, создаваемых и заимствуемых технологий;

· разумное привлечение иностранных инвестиций транснациональных корпораций;

· наличие развитого законодательства в области интеллектуальной собственности;

· систематическое изучение и внедрение лучшего международного опыта.

Таким образом, опыт государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что именно государство должно разрабатывать такую инновационную политику, которая обеспечивала бы эволюционный путь к современному рынку. Однако все же существуют и направления совершенствования политики в области инновационной сферы деятельности развитых стран, которые в основном регулируют нормативно-правовую защиту изобретений, государственную поддержку в области инноваций, а также реализацию государственных интересов и безопасности. Необходимым условием развития инновационной политики должна стать дальнейшая интеграция в этой области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нововведения или инновации рассматриваются как новшества, превращенные в изделия или услуги и реализуемые на рынках для удовлетворения разнообразных потребностей людей и организаций.

Одной из основных составляющих научно-технического прогресса является изучение и практическое использование особенностей инновационной деятельности, факторов, обеспечивающих активность в данном направлении экономического развития, а также организационных структур, поддерживающих и регулирующих процесс инноваций.

Тезис о необходимости государственного стимулирования и регулирования инновационной деятельности, исходя из мирового опыта, является одним из приоритетных для осуществления стратегии инновационного прорыва. Государство само выступает крупным, а в ряде стран и основным инвестором в новые знания и технологии.

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой науки», полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний. Все вышеперечисленное характеризует реализацию механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере, что является преобладающей современной тенденцией в мировом сообществе. Суть государственно-частного партнерства в инновационной сфере состоит в согласовании интересов государства и бизнеса, а также координации их действий в процессе доведения научных результатов до инноваций.

Перейти на страницу:
1 2 3 4