Исследование власти в организации часто упирается в вопрос о том, кому принадлежит реальная власть в организации. Для ответа на него необходимо определить каналы реального функционирования властной системы организации. Это можно сделать путем исследования контроля. Направления, по которым осуществляется контроль, являются каналами осуществления власти. Однако это положение не всегда выполняется для сложных систем управления. В связи с этим изучение контроля как индикатора власти может оказаться не таким эффективным, ведь контролирующие субъекты в таких организациях могут не обладать властью в собственном смысле этого слова. С другой стороны, если такого контроля достаточно много и он образует систему, действующую в данной организации регулярно и стабильно. Можно сделать вывод о том, что власть в данной организации разделена между органами прямого управления и какими-то другими.
Это приводит к необходимости систематизации разнообразных видов власти в организации. Одна из подобных классификаций была представлена выше (А. Этциони), вторая - это известная классификация Дж. Френча и Б. Рэйвена.
Разновидности власти
Легитимная власть |
Основана на признании формального или неформального статуса источника власти |
Поощрительная власть |
Основана на ожидании вознаграждения от источника власти |
Принудительная власть |
Основана на боязни наказания от источника власти |
Экспертная власть |
Основана на признании высоких профессиональных качеств источника власти, в том числе в сравнении с собственными |
Референтная власть |
Основана на желании каким-либо образом идентифицировать себя с источником власти |
Хотя данная классификация раскрывает общие социальные аспекты власти, она может использоваться в исследовании организационного поведения.
Следующая типологизация власти основана на трех видах функциональной активности организации: финансово-бюджетной, производственно-технологической и социальной. Управление этими процессами требует разделения власти. В связи с этим в организации можно различить власть финансовую или “власть банкира, инвестора”, власть “производственника”, “технолога” и социальную власть. В итоге, процесс управления организацией происходит в соответствии с тремся видами политики: финансово-бюджетной, производственно-технологической и социальной.
Финансовые органы в организации могут реально быть или первой, или второй властью и проводить свою. Не зависящую от производственной власти, политику, влияя на основной технологический процесс и на тех, кто его осуществляет.
С одной стороны это распределение власти по основным сферам активности организации ставит перед управлением задачу более тонкого и детального структурирования. Задачу координации действий власти можно было бы решить самими властными средствами, надстраивая пирамижду власти. Именно так решается эта задача в бюрократических организациях.
Однако это, во-первых, невыгодно экономически, а во-вторых, --означает усиление централизации со всеми вытекающими отсюда последствиями. власть организация подчинение макгрегор
|