Современный мир базируется на существовании организаций разного рода: коммерческих и некоммерческих (к последним относятся, в частности, благотворительные фонды и религиозные организации), имеющих четкую или размытую структуру, управляемых тем или иным способом. Однако все они построены по определенным законам и принципам. Рассмотрим черты, принципы проектирования, развития и существования организаций и их свойства.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.
Под словосочетанием «сознательно координируемое» понимают управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных лиц или их групп, взаимодействующих между собой. Организационные процессы имеют социальную сущность. Модели взаимодействия, которым следуют лица, являются преднамеренными, причем взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано, что предполагает его координацию.
Следующие черты организаций:
. Организация отделена от внешней среды, и ее границы могут меняться со временем. Они могут быть физическими или психологическими, обусловленными существованием таких символов, как названия, форма одежды, ритуалы. Концепция границ требуется для более углубленного понимания систем и организаций.
2. Организация всегда имеет совокупность целей, иерархически связанных между собой, от ее миссии до оперативных целей на каждый день.
3. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных общих (организационных) целей.
4. Для этого они создают систему норм корпоративного поведения, включающую общепризнанные ценности, установки и мотивы поведения персонала в рамках организации.
5. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников.
6. Структура организации определяет способ распределения задач и ответственности (отчетности),формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия работников и подразделений в процессе достижения организационных целей.
Для организации характерны следующие принципы проектирования, развития и существования: комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации.
Комплексность позволяет рассматривать организацию как совокупность ее элементов и взаимосвязей между ними.
Под формализацией понимают заранее разработанные и установленные правила и процедуры, регламентирующие поведение работников и внутрифирменные взаимоотношения.
Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. Принятое соотношение определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления. Организации заранее проектируются для формирования структуры, подчиненной достижению установленных целей. Не существует универсальной организации, способной достигать различных целей без изменения структуры. При проектировании организации учитываются следующие ее свойства:
1) организация - это скорее организм, чем механизм;
2) она действует рационально, органично и целенаправленно;
3) она имеет априори установленную цель - миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия оправдывает существование организации в глазах ее сотрудников и социума в целом на протяжении всего ее жизненного цикла. Миссии бывают только двух типов: получение прибыли и принесение бескорыстной пользы обществу. Миссией определяются стратегические цели организации: выживание, рост, стабилизация и изменение;
4) организация развивается, совершенствуя методы достижения целей.
Проектирование организаций в современных условиях вызвано к жизни возрастанием сложности управления, увеличением скорости выполнения функций управления, изменений во внешней и внутренней среде, а также специализацией управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности деятельности организации (традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководителей, их замена, совершенствование тех или иных организационных процедур) тем, что усматривает не количественные, а качественные преобразования (полное изменение модели).
Проектирование организации при ее создании или реформировании осуществляют с учетом следующих аспектов ее деятельности:
в предполагаемых продуктов или услуг сектора рынка и потребителей; в ее места и роли в системе рыночных отношений;
|