Инновационный процесс включает в себя четыре основных этапа: исследовательский, проектный, производственный и коммерческий.
На исследовательском этапе формируется концепция продукта, базирующаяся на экономическом и научно - техническом потенциале предприятия, результатах анализа информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научно - технических возможностях и ограничениях в развитии продукта. Итогом первого этапа должен стать вывод об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах новой продукции.
На втором этапе инновационного процесса на базе разработанной концепции нового продукта осуществляется проектирование этого продукта. Здесь производится детальная инженерная проработка изделия, включающая опытно - конструкторские разработки, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции, изготовление чертежей.
Производственный этап включает в себя технологическую, организационную, плановую и экологическую подготовку производства и освоение собственно производства нового изделия.
Коммерческая стадия инновационного процесса представляет собой комплекс работ по продвижению новой продукции на рынок, включая маркетинговые исследования, организацию сбыта этой продукции, а также системы послепродажного (сервисного) обслуживания.
Любой новый продукт в течение своего жизненного цикла проходит несколько стадий.
Весь жизненный цикл нового продукта делится на два основных этапа: разработка новшества и его коммерциализация. Первый этап характеризуется затратами на осуществление научно-исследовательских (фундаментальных, прикладных) и опытно - конструкторских работ по созданию новой продукции или услуг. После выведения этой продукции или этих услуг на рынок начинается стадия коммерциализации, т.е. их продажи. Сама эта стадия состоит из трех участков: подъема (т.е. роста прибыли в основном за счет увеличения объема продаж), стабилизации (т.е. достижения максимума продаж и закрепления на этом уровне на какое - то время) и спада (т.е. сокращения объема продаж, главным образом, за счет устаревания продукции или услуги, снижения потребительского интереса). Именно на стадии спада компания должна определить момент, когда следует прекратить выпуск устаревшего товара или услуг и начать новый инвестиционный цикл по усовершенствованию своей продукции или по созданию совершенно нового продукта или вида услуг.
Эффективная инновационная деятельность опирается на классификацию инноваций. В зависимости от степени своей новизны инновации делятся на базисные (фундаментальные) и улучшающие (текущие).
Базисные - это принципиально новые для данной сферы продукты и технологии. Улучшающие инновации представляют собой усовершенствование, модернизацию уже существующих товаров или технологий.
Следует подчеркнуть важность данной классификации, учитывая, что только базисные инновации способны обеспечивать предприятию долгосрочные конкурентные преимущества и как следствие - передовые позиции на рынке.
В зависимости от содержания инновации могут быть продуктовыми, связанными с созданием или усовершенствованием того или иного продукта, технологическими, связанными с разработкой или совершенствованием техники и технологии, организационно-экономическими, затрагивающими вопросы организационно-управленческого и финансово-экономического характера.
По отношению к конкурентам инновации бывают пионерные, осуществляемые компанией первой (до своих конкурентов), и догоняющие, осуществляемые компанией вслед за своими конкурентами.
Следует подчеркнуть, что как у пионерных, так и у догоняющих инноваций есть положительные и отрицательные стороны. Пионерные инновации имеют преимущество "первого хода", что может привести к лидерству компании на рынке, а, следовательно, к высоким прибылям. С другой стороны, выведение на рынок новой продукции, технологии или услуг всегда связано с риском неудач. Дело в том, что большинство новшеств является продуктом новых знаний, а не новых потребностей. Потребителю же нужен не столько новый продукт, сколько новые выгоды.
|