Качество продукции - один из основных факторов успешной деятельности
предприятий в условиях рыночной экономики.
Качество - это объективно существующая совокупность свойств и
характеристик изделия, которая определяет изделие как таковое и отличает его от
другого. Эти свойства и характеристики формируются при создании продукции и в
зависимости от требований заказчиков могут быть самыми разнообразными как по
уровню, так и по сочетанию. Поэтому под обеспечением качества логично понимать
процесс формирования необходимых свойств и характеристик продукции. И не только
процесс, но и результат, когда говорят, что требуемое качество обеспечено.
Хорошо известно, что когда на предприятиях обсуждаются проблемы качества,
приводится множество самых разнообразных факторов, препятствующих решению этих
проблем: это и качество проектирования, и уровень технологии, и качество
покупных изделий и материалов, зарплата и квалификация работников, условия
труда и т.д. Сейчас, с развитием науки управления, можно сказать, что для
обеспечения качества требуется:
материальная база (покупные изделия и материалы, технологическое и
испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт и
т.д.);
квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе в хорошей
работе (человеческий фактор);
глубоко продуманная организационная структура и четкое управление
предприятием в целом и управление качеством в частности
Два фактора - активный квалифицированный персонал и материальная база -
определяют необходимую основу для выпуска высококачественной продукции. Поэтому
их можно, по-видимому, считать фундаментом, базой качества.
Третий фактор - организация и управление предприятием - дополняет
фундамент и позволяет реализовать возможности, которые создаются материальной
базой и человеческим фактором.
Первоочередным фактором, с которого надо начинать решение проблемы
качества, является человеческий фактор, а в нем - заинтересованность работников
в повышении качества продукции. Объясняется это прежде всего тем, что
незаинтересованный работник не будет хорошо работать даже на прекрасном
оборудовании, а заинтересованный будет искать, находить и использовать любые возможности
для достижения высокого качества выпускаемой продукции.
Только заинтересованность работников предприятия способна разорвать
замкнутый порочный круг, который может сложиться в экономике и породить выпуск
некачественной продукции.
Суть этого порочного круга заключается в том, что изготовителю
оборудования трудно обеспечить качество, имея плохие материалы, а поставщику
материалов столь же сложно повысить их качество, если у него плохое
оборудование.
Иначе говоря, только интерес, подкрепленный хорошей материальной базой,
способен стать тем фундаментом, на котором реально возможно повышение качества
продукции.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что за последние годы
произошло насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами отечественного
и зарубежного производства, что привело к спаду напряженности потребительского
спроса. В этих условиях резко возросли требования к качеству продукции.
При сложившейся конъюнктуре рынка стратегическим направлением
предпринимательской деятельности является повышение качества товаров и снижение
издержек производства. Это тем более важно, что с принятием Закона РФ «О защите
прав потребителей» суммы выплат потребителю по гарантии и в случае нанесения
вреда некачественными товарами достигли слишком больших размеров.
Согласно ГОСТ 15467 качество продукции - это совокупность,
обуславливающая ее пригодность удовлетворять определённые потребности в
соответствии с ее назначением.
Любая мера качества должна помощь нам отвечать на следующие вопросы:
Соответствуют ли параметры изделия требованиям потребителя?
Отвечает ли изделие всем нормативным и юридическим документам?
Превосходит ли изделие конкурирующие товары?
Целью курсовой работы является оценка качества продукции.
|