Тема власти была актуальна всегда. Обладать властью - значит уметь
оказывать влияние на людей, изменять их поведение и отношение человека и
группы. У одних людей власти много, а у других мало. Люди борются сначала за
то, чтобы приобрести власть, а затем еще более яростно за то, чтобы ее
удержать. Считаться с этим приходится и руководителям, и подчиненным. Многим
кажется, что обладание властью - это прерогатива только руководителя, которая
подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и
способностей подчиненного. Однако, сейчас признается, что влияние и власть в
равной степени зависят от личности, на которую оказывается давление, от
ситуации, способностей руководителя и от того, какие цели стремится достичь организация.
Власть и коммуникации принадлежат к такому универсальному роду отношений
между людьми организации, которые действуют и воспроизводятся в организации
повсеместно, и сами по себе представляют процессы, неизменно протекающие в
любой организации. Они и взаимосвязаны и разделены одновременно.
Являясь двумя сторонами одной медали, эти процессы определяют динамику
организационного поведения. Активность субъектов организации протекает под
воздействием двух полей: силового и информационного. Силовое поле определяется
властными структурами организации, властью и подчинением. Оно вызывает
активность субъектов “механически”, действуя по отношению к ним как бы извне.
Информационное поле определяется коммуникативными структурами (сетями).
Оно стимулирует активность субъектов организации изнутри. Внутренним фактором
влияния выступают не угрозы санкций, экономическая выгода или угроза
остракизма, а ценная, полезная информация, побуждающая к рациональным
действиям. Разумеется, вес коммуникативного фактора возрастает в тех
организациях, где у работников имеются ярко выраженные профессиональные
интересы. Для деловая и специальная информация имеет реальную ценность.
Проявления власти и коммуникации в организации настолько многообразны,
что их понимание требует определенной методологии. Поэтому их следует
рассматривать под тремя углами зрения: как “качества”, “действия” и
“отношения”, формальные и неформальные.
|