«Структура управления организацией», или «организационная структура
управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с
целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением
между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий
процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в
котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной
специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой
системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы
осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое
руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур
управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам
соответствия задачам организаций.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво
взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие
организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и
кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс
управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных
задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления
представляется в виде системы оптимального распределения функциональных
обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между
входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи
(отношения), уровни и полномочия.
Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители,
специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых
занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные
функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ:
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются
звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства,
научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций,
выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся
планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все
процессы в организации.
П онятие и принципы построения
управленческих структур
|