Под деловой оценкой понимают процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия определенным требованиям личностных качеств сотрудника, количественных и качественных результатов его деятельности.
Задача деловой оценки сотрудника состоит в выявлении его трудового потенциала, степени его использования, соответствия сотрудника занимаемой должности, его готовности занять другую конкретную должность.
Деловая оценка непосредственно связана с повышением эффективности хозяйственной деятельности организации, так как по результатам появляется следующая возможность:[16, c.64]
совершенствования расстановки кадров путем реализации планов кадрового резерва;
выявления направленности повышения квалификации сотрудников;
стимулирования трудовой деятельности персонала за счет более полного учета результатов труда в системе материального вознаграждения;
совершенствования форм и методов работы руководителей и специалистов;
формирования положительного отношения к труду, повышения степени удовлетворенности работой.
Деловая оценка направлена на решение следующих управленческих проблем: [13, c.65]
подбора кадров (оценки квалификации и личностных качеств претендентов);
определения степени соответствия занимаемой должности (аттестации сотрудников, анализа рациональной расстановки кадров, оценки полноты и четкости исполнения должностных обязанностей, оценки сотрудников после прохождения испытательного срока или стажировки);
улучшения использования кадров (определения степени загрузки сотрудников и использования их квалификации, совершенствования организации управленческого труда);
выявления вклада сотрудника в результаты труда (организации поощрения и установления меры взыскания);
продвижения сотрудников и выявления необходимости повышения квалификации (прогнозирования продвижения, формирования резерва кадров, отбора сотрудников для выполнения ответственных заданий, выявления направленности и разработки программ повышения квалификации);
• совершенствования структуры аппарата управления (обоснования численности и структуры кадров по должностям, уточнения должностных инструкций);
• совершенствования управления (совершенствования стиля и методов, повышения ответственности и укрепления взаимосвязи руководителей и подчиненных).
С системой оценки персонала тесно связаны многие понятия производственной практики, такие, как мотивация, системы заработной платы и премирования, планирование карьеры, повышение квалификации, кадровое регулирование.
Существуют три основных, традиционно применяемых блока методов оценки персонала: оценка по деловым качествам (балльная и небалльная, т. е. оценка на основе выбора вариантов качеств, которые наиболее соответствуют личности оцениваемого); оценка по результатам деятельности, в частности по степени выполнения задач с учетом их значимости; система тестовых методов оценки [16, c.66].
. Оценка по деловым качествам. Общепризнанно, что любой специалист по управлению должен обладать рядом обязательных деловых качеств:
знанием производства, его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|