Теория изучения трудовых конфликтов

) личность-личность (межличностные),

) группа-группа (межгрупповые),

) группа-личность.

Конфликт представляет собой наивысшую стадию противоречия и его сложно остановить. Он может происходить между несколькими индивидами, а может и между группами. В первом случае чаще всего конфликт основан на эмоциях и личной неприязни, во втором конфликт носит безличный характер, хотя, бывают случаи, когда конфликт завязываются между лидерами двух групп и перерастает в межгрупповой конфликт.

Как же появляется конфликт? Когда одну сторону не устраивают действия другой, первая начинает агрессивно действовать, на что вторая дает агрессивную реакцию и в этот момент начинается конфликт - здесь приведены две составляющие конфликта:

недовольство поведением других людей;

ответная агрессивная реакция.

Важным фактором, способствующим возникновению конфликтов в обществе или социальных группах, является дезорганизация, следствием которой является снижение эффективности действия социальных институтов.

Конфликты неизбежны и всегда будут сопутствовать деятельности организации. Различают конфликты конструктивные и деструктивные. Различие между ними состоит в том, что разрешение первых происходит путем споров, дискуссий, и в конечном итоге ведет к укреплению идеи, к прогрессивным изменениям в самой организации, а вторые происходят за счет увеличения числа конфликтующих субъектов и приводят к склокам и дрязгам в коллективе.

Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности, связи и отношения между ними) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния. Конфликты, как не странно, могут выполнять как негативные, так и позитивные функции. Пример данных функций приведен в таблице 1.2.1.

Таблица 1.2.1. Позитивные и негативные функции конфликтов

Позитивные функции

Негативные функции

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

Получение новой информации об оппоненте

Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

Представление о побежденных группах как о врагах

Стимулирование к изменениям и развитию

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

Снятие синдрома покорности у подчиненных

После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива

Диагностика возможностей оппонентов

Сложное восстановление деловых отношений ("шлейф конфликта")

Руководители в любой организации обязаны уметь предотвращать конфликты. Существенную помощь в этом может оказать знание причин конфликтов. Бершова Л.В., социолог, к. э. н., доцент, заведующая кафедрой "Психология предпринимательства и социальной экологии” Международной академии предпринимательства приводит пример объективных и субъективных причин конфликтов в организации. Данные представлены в таблице 1.2.2.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6