) личность-личность (межличностные),
) группа-группа (межгрупповые),
) группа-личность.
Конфликт представляет собой наивысшую стадию противоречия и его сложно остановить. Он может происходить между несколькими индивидами, а может и между группами. В первом случае чаще всего конфликт основан на эмоциях и личной неприязни, во втором конфликт носит безличный характер, хотя, бывают случаи, когда конфликт завязываются между лидерами двух групп и перерастает в межгрупповой конфликт.
Как же появляется конфликт? Когда одну сторону не устраивают действия другой, первая начинает агрессивно действовать, на что вторая дает агрессивную реакцию и в этот момент начинается конфликт - здесь приведены две составляющие конфликта:
недовольство поведением других людей;
ответная агрессивная реакция.
Важным фактором, способствующим возникновению конфликтов в обществе или социальных группах, является дезорганизация, следствием которой является снижение эффективности действия социальных институтов.
Конфликты неизбежны и всегда будут сопутствовать деятельности организации. Различают конфликты конструктивные и деструктивные. Различие между ними состоит в том, что разрешение первых происходит путем споров, дискуссий, и в конечном итоге ведет к укреплению идеи, к прогрессивным изменениям в самой организации, а вторые происходят за счет увеличения числа конфликтующих субъектов и приводят к склокам и дрязгам в коллективе.
Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности, связи и отношения между ними) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния. Конфликты, как не странно, могут выполнять как негативные, так и позитивные функции. Пример данных функций приведен в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1. Позитивные и негативные функции конфликтов
Позитивные функции |
Негативные функции |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию |
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива |
Диагностика возможностей оппонентов |
Сложное восстановление деловых отношений ("шлейф конфликта") |
Руководители в любой организации обязаны уметь предотвращать конфликты. Существенную помощь в этом может оказать знание причин конфликтов. Бершова Л.В., социолог, к. э. н., доцент, заведующая кафедрой "Психология предпринимательства и социальной экологии” Международной академии предпринимательства приводит пример объективных и субъективных причин конфликтов в организации. Данные представлены в таблице 1.2.2.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|