В любом конфликте присутствуют несколько действующих лиц:
) субъект (личность, способная создавать конфликт);
2) участник (личность, принимающие действия в конфликте);
) заинтересованные или незаинтересованные лица;
) активные или пассивные;
) сильные или слабые (по силе влияния);
) реальные или ложные (по искренности к происходящей ситуации).
В конфликтной ситуации могут быть участники, которые первоначально не заинтересованы в возникновении и развитии конфликта. Если каждая из сторон имеет одинаковую значимость для участника или по разным причинам этот участник не может перейти на сторону того или иного конфликтующего субъекта, в этом случае данный участник скорее займет посредническую, примирительную позицию (медиатор) или станет наблюдателем.
Если в конфликтной ситуации субъекту удается привлечь на свою сторону кого-то из незаинтересованных участников, то он перестает быть незаинтересованным участником и превращается в сторонника для этого субъекта и в противника - для другой стороны. Необходимо уточнить, что такое привлечение предусматривает в той или иной степени использование субъектом физических, интеллектуальных, экономических, финансовых, материальных, информационных и временных ресурсов этого, уже бывшего участника в процессе управления конфликтом.
Субъект конфликта заинтересован вовлечь в конфликт как можно больше незаинтересованных участников, для этого им применяются различные манипуляции, в результате чего интересы незаинтересованного участника, выбранного в качестве потенциального сторонника, также могут быть замешаны в данную конфликтную ситуацию, а впоследствии другая сторона для него станет противником.
В каждом конфликте можно выделить несколько основных частей или построить так называемую динамику конфликта, представленную в таблице 1.2.3.
Таблица 1.2.3. Динамика конфликта
Стадии конфликта |
Сущность |
1) Предконфликтная ситуация |
Предшествующая конфликту ситуация. На данной стадии существуют предпосылки конфликта |
2) Инцидент |
Первое столкновение конфликтующих сторон. Данная стадия выступает моментом завязки конфликта |
3) Эскалация |
Конфликт как бы "поднимается по ступенькам", реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон. напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активного противодействия сменяются затишьями и временным улучшением отношений. |
4) Кульминация |
Верхняя точка эскалации. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим сторонам, или, по крайней мере, одной, становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация приводит стороны к осознанию необходимости прервать дальнейшее обострение отношений и искать выход из конфликта. |
5) Завершение конфликта |
Завершение конфликта иногда достигается просто потому, что стороны устают конфликтовать, привыкают друг к другу и приспосабливаются к сосуществованию. Однако гораздо чаще завершение конфликта удается достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. |
6) Постконфликтная ситуация |
Влияние прошедшего конфликта на возникшую после его завершения ситуацию называется последствием конфликта. Это последствие может быть деструктивным, негативным, отрицательным, а может быть способствующим перемене дел к лучшему |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|