Теория изучения трудовых конфликтов

В любом конфликте присутствуют несколько действующих лиц:

) субъект (личность, способная создавать конфликт);

2) участник (личность, принимающие действия в конфликте);

) заинтересованные или незаинтересованные лица;

) активные или пассивные;

) сильные или слабые (по силе влияния);

) реальные или ложные (по искренности к происходящей ситуации).

В конфликтной ситуации могут быть участники, которые первоначально не заинтересованы в возникновении и развитии конфликта. Если каждая из сторон имеет одинаковую значимость для участника или по разным причинам этот участник не может перейти на сторону того или иного конфликтующего субъекта, в этом случае данный участник скорее займет посредническую, примирительную позицию (медиатор) или станет наблюдателем.

Если в конфликтной ситуации субъекту удается привлечь на свою сторону кого-то из незаинтересованных участников, то он перестает быть незаинтересованным участником и превращается в сторонника для этого субъекта и в противника - для другой стороны. Необходимо уточнить, что такое привлечение предусматривает в той или иной степени использование субъектом физических, интеллектуальных, экономических, финансовых, материальных, информационных и временных ресурсов этого, уже бывшего участника в процессе управления конфликтом.

Субъект конфликта заинтересован вовлечь в конфликт как можно больше незаинтересованных участников, для этого им применяются различные манипуляции, в результате чего интересы незаинтересованного участника, выбранного в качестве потенциального сторонника, также могут быть замешаны в данную конфликтную ситуацию, а впоследствии другая сторона для него станет противником.

В каждом конфликте можно выделить несколько основных частей или построить так называемую динамику конфликта, представленную в таблице 1.2.3.

Таблица 1.2.3. Динамика конфликта

Стадии конфликта

Сущность

1) Предконфликтная ситуация

Предшествующая конфликту ситуация. На данной стадии существуют предпосылки конфликта

2) Инцидент

Первое столкновение конфликтующих сторон. Данная стадия выступает моментом завязки конфликта

3) Эскалация

Конфликт как бы "поднимается по ступенькам", реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон. напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активного противодействия сменяются затишьями и временным улучшением отношений.

4) Кульминация

Верхняя точка эскалации. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим сторонам, или, по крайней мере, одной, становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация приводит стороны к осознанию необходимости прервать дальнейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.

5) Завершение конфликта

Завершение конфликта иногда достигается просто потому, что стороны устают конфликтовать, привыкают друг к другу и приспосабливаются к сосуществованию. Однако гораздо чаще завершение конфликта удается достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение.

6) Постконфликтная ситуация

Влияние прошедшего конфликта на возникшую после его завершения ситуацию называется последствием конфликта. Это последствие может быть деструктивным, негативным, отрицательным, а может быть способствующим перемене дел к лучшему

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6