(3) Тенденция классифицировать предметы на основе явных характеристик, таких как сходства в функционировании, во времени, в пространстве, либо общего представления о некоторых абстрактных свойствах;
(4) Быстрый, импульсивный - старательный подход при решении проблемы;
(5) Интуитивное, индуктивное либо логическое, дедуктивное мышление;
(6) Тенденция приписывать свою собственную структуру тому, что было воспринято, чтобы позволить представлениям о воспринятом быть структурированными, и испытать влияние контекста, в котором представление было приобретено, или другого внешнего источника.
Но, говоря о том или ином концептуальном темпе, нельзя отдавать предпочтение тому или иному его виду. Роллинз и Гензер (Rollins and Genser, 1977) установили, тот рефлективный темп является наиболее уместным при решении простых заданий, которые имеют несколько возможных вариантов ответов. Однако при решении сложных многоуровневых заданий "импульсивные" респонденты, сразу принимая во внимание самые правдоподобные ответы, в общем, справлялись с заданиями быстрее и с меньшим количеством ошибок, чем у рефлективных детей, которые систематично проверяли каждую альтернативу, тем самым, затрачивая много времени на изучение ненужных вариантов ответа.
Исследователи, которые занимались научением подростков эффективным навыкам решения проблем, получили хорошие результаты. Использовали также подход когнитивной поведенческой модификации, включающий в себя моделирование и вербализованные инструкции, даваемые самому себе. Этот подход был направлен на то, чтобы научить "быстрых", наиболее часто ошибающихся респондентов, говорить с собой.
Концептуальный темп
(conceptual tempo), (выделен в строке - быстрота реакции)
относится к уровню того, насколько люди когнитивно импульсивны, либо наоборот, рефлексивны при выборе ответа, когда правдоподобными являются две или более альтернативы решения проблемы.
Когнитивно-импульсивные люди - это те, кто быстро изучает варианты ответов и также быстро выбирает какой-нибудь, но их мнению, наиболее вероятный.
Когнитивно-рефлективные люди - более склонны взвешивать все альтернативы. Это занимает больше времени, но зато вероятность того, что такие люди сделают ошибки меньше, чем у импульсивных людей.
Разница в концептуальных темпах предположительно формируется в ходе социализации в семье. В 1966 году ученые показали, что концептуальный темп может быть перенят во время социализации в школах и институтах. Они обнаружили, что когнитивно импульсивные подростки, проведшие год, занимаясь у рефлективного учителя, становились более рефлективными в своем поведении, давая себе устное руководство в ходе решения той или иной проблемы. Данную методику можно применять и в работе. Моделирование экспериментатора фокусировало внимание не только на важности медленного обдумывании ответа, но и на самом процессе решения задачи.
Подход был использован для анализа 30-ти респондентов по комплексу личностных и деловых признаков. Значения были указаны с помощью соответствующих опросных листов. Данные можно посмотреть в приложении №3 и №4.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|