Научно-технический
прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического
развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с
понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский
экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку,
технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении
новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации,
охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена,
потребления.
Роль
научно-технического прогресса в обеспечении конкурентоспособности национальных
экономик в условиях глобализации рыночных отношений, постоянно возрастает,
поэтому ускоренное развитие и поддержка инновационной сферы деятельности
приобретает стратегическое значение.
Только
своевременное финансирование в сочетании с эффективным менеджментом,
сопровождаемым первоклассным техническим консультированием обеспечивают
определённые возможности для осуществления наиболее перспективных инновационных
проектов и наукоёмких разработок, требующих нескольких лет напряженной работы
для успешной коммерциализации, которая обеспечивает удовлетворение рыночного
спроса в рамках единого научно-воспроизводственного цикла. Непрерывность и
согласованность этих видов деятельности зависит от уровня интеграции науки,
образования, производства и рынка. Успех инновационной деятельности зависит от
общей экономической ситуации в стране и государственной научно-технической
стратегии, от полноценного ресурсного обеспечения, конъюнктуры рынка,
профессионализма специалистов и эффективного менеджмента и от наличия развитой
инновационной инфраструктуры, которая обеспечивает эффективную реализацию всех
этапов инновационного процесса вплоть до успешной коммерциализации разработок.
Следует
указать, что глубокие фундаментальные и прикладные исследования являются
основой для крупномасштабных инноваций межотраслевого характера, имеющих
стратегическое значение для дальнейшего социально-экономического развития
страны, и требуют крупных государственных капиталовложений. Реализация любых
инновационных проектов связана со множеством рисков, поэтому огромное значение
имеет четкая государственная техническая политика, выраженная в системе мер
правового регулирования и стимулирования научно-технической активности во всех
сферах и секторах экономической деятельности. Инновационная политика
предполагает разработку долговременной стратегии научно-технического прогресса,
с указанием важнейших приоритетных целей, достижение которых обеспечивается
разработкой и реализацией комплекса целевых программ, способствующих
ускоренному развитию национальной экономики и повышению её международной
конкурентоспособности. Такая политика способствует освоению и распространению
нововведений на всех уровнях реальной экономической деятельности. Однако
государственное финансирование инновационной деятельности, обладая огромным
ресурсным потенциалом, страдает и рядом недостатков, связанных с большой
инерционностью всех процессов, вызванной вовлечённостью многих организаций в
реализацию проектов.
Именно
поэтому, наряду с государственным финансированием крупных инновационных
проектов в последние десятилетия актуальна общая тенденция по финансированию
значительной части отраслевых инноваций ограниченного характера за счет
частного капитала, готового идти на осознанный риск в целях получения
сверхнормативной прибыли.
Целью
данной дипломной работы является анализ, обобщение и систематизация
теоретических и практических основ финансового обеспечения инновационной
деятельности и оценки инновационного развития зарубежных стран, а также
идентификация современных проблем и тенденций системы государственного
финансирования инноваций.
Реализация
поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
провести
анализ теоретических основ инноваций и определить их способы финансирования;
провести
комплексный анализ состояния финансирования инноваций в зарубежной теории и
практике;
выявить
тенденции и перспективы развития государственного финансирования инновационной
деятельности в зарубежных странах и обосновать комплекс выводов, необходимых
для развития системы государственного финансирования инноваций в России.
Объектом
исследования является система государственного финансирования инноваций.
Предметом
исследования являются организационно-экономические отношения в области
государственного финансирования инновационных проектов.
В
первой главе рассматривается содержательный потенциал, правовой аспект и
теоретические основы системы государственного финансирования инноваций за
рубежом.
Во
второй главе проведен анализ состояния системы государственного финансирования
инноваций за рубежом и выявлены ее проблемы.
В
заключительной главе представлены современные тенденции развития системы
финансирования инноваций, а также разработан комплекс мер для Российской
Федерации, направленных на стимулирование инновационной деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ЗА РУБЕЖОМ
|