Согласно данной таблице, самый эффективный способ разрешения конфликта это соглашение. Но этот метод затратный и трудоемкий. Исходя из этого, некоторые руководители прибегают к простому решению, как избегания конфликта. Попов Вадим Михайлович считает, что роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют, а для этого существует руководитель, целью которого является управлять им и найти способ сделать его конструктивным.
Стоит отметить, что самое большое количество трудовых конфликтов наступает в организациях в момент кризиса в стране. Так и произошло в России в 2008 и 2009 гг., согласно информационному обзору П.В. Бизюкова, ведущего специалиста социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), в котором проанализирована информация о трудовых конфликтах за этот период. Для рассмотрения началом экономического кризиса считается сентябрь 2008 и все последующие месяцы до апреля 2009 г. В качестве докризисного периода рассматривается период с января по август 2008 года. Информационной базой исследования стала информация, собранная ЦСТП в рамках мониторинга трудовых конфликтов. Основным источником - информация, полученная из Интернета, т.е. сообщения электронных СМИ, новостных порталов и специализированных сайтов, посвященных социально-трудовой тематике.
Необходимость создания базы данных по трудовым конфликтам была вызвана тем, что в настоящее время в России просто не существует более или менее реальной статистики трудовых конфликтов. Данные Федеральной службы государственной статистики выглядят крайне неубедительными. Так в 2007 г. было зафиксировано всего 7 забастовок, а в 2008 - 4 забастовки. В то же время, в базу данных в 2008 г. попали 47 случаев, когда трудовой конфликт протекал в форме полной или частной остановки работы. Причина таких расхождений в том, что органы государственной статистики регистрируют только те трудовые конфликты, которые соответствуют закону, т.е. протекают в форме коллективного трудового спора.
Данные о числе трудовых конфликтов на основе интернет-мониторинга, приведены в таблице 2.2.2 Кроме общего числа акций здесь фиксируется число конфликтов, проходивших в форме акций с полной или частичной остановкой работы.
Из помесячного сравнения видно, что с момента начала кризиса (сентябрь 2008 г.) число протестов стало нарастать. В целом за восемь докризисных месяцев количество прошло 55 акций, а за 8 кризисных месяцев количество акций увеличилось почти вдвое до 102 (на 85 %).
Таблица 2.2.2. Число трудовых конфликтов, общее и в ходе которых происходила полная или частичная остановка работы предприятия по месяцам в 2008 и 2009 гг
|
Янв. |
Фев. |
Мар. |
Апр. |
Май |
Июн. |
Июл. |
Авг. |
Сен. |
Окт. |
Ноя. |
Дек. |
Всего |
Общее число конфликтов |
2008 |
4 |
7 |
6 |
7 |
1 |
11 |
10 |
9 |
11 |
8 |
10 |
9 |
93 |
2009 |
11 |
15 |
16 |
22 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
64 |
Число конфликтов, ходе которых происходила полная или частичная остановка работы |
2008 |
3 |
1 |
3 |
4 |
1 |
8 |
6 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
47 |
2009 |
2 |
5 |
8 |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
22 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|