Анализ трудовых конфликтов в современных российских организациях

Согласно данной таблице, самый эффективный способ разрешения конфликта это соглашение. Но этот метод затратный и трудоемкий. Исходя из этого, некоторые руководители прибегают к простому решению, как избегания конфликта. Попов Вадим Михайлович считает, что роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют, а для этого существует руководитель, целью которого является управлять им и найти способ сделать его конструктивным.

Стоит отметить, что самое большое количество трудовых конфликтов наступает в организациях в момент кризиса в стране. Так и произошло в России в 2008 и 2009 гг., согласно информационному обзору П.В. Бизюкова, ведущего специалиста социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), в котором проанализирована информация о трудовых конфликтах за этот период. Для рассмотрения началом экономического кризиса считается сентябрь 2008 и все последующие месяцы до апреля 2009 г. В качестве докризисного периода рассматривается период с января по август 2008 года. Информационной базой исследования стала информация, собранная ЦСТП в рамках мониторинга трудовых конфликтов. Основным источником - информация, полученная из Интернета, т.е. сообщения электронных СМИ, новостных порталов и специализированных сайтов, посвященных социально-трудовой тематике.

Необходимость создания базы данных по трудовым конфликтам была вызвана тем, что в настоящее время в России просто не существует более или менее реальной статистики трудовых конфликтов. Данные Федеральной службы государственной статистики выглядят крайне неубедительными. Так в 2007 г. было зафиксировано всего 7 забастовок, а в 2008 - 4 забастовки. В то же время, в базу данных в 2008 г. попали 47 случаев, когда трудовой конфликт протекал в форме полной или частной остановки работы. Причина таких расхождений в том, что органы государственной статистики регистрируют только те трудовые конфликты, которые соответствуют закону, т.е. протекают в форме коллективного трудового спора.

Данные о числе трудовых конфликтов на основе интернет-мониторинга, приведены в таблице 2.2.2 Кроме общего числа акций здесь фиксируется число конфликтов, проходивших в форме акций с полной или частичной остановкой работы.

Из помесячного сравнения видно, что с момента начала кризиса (сентябрь 2008 г.) число протестов стало нарастать. В целом за восемь докризисных месяцев количество прошло 55 акций, а за 8 кризисных месяцев количество акций увеличилось почти вдвое до 102 (на 85 %).

Таблица 2.2.2. Число трудовых конфликтов, общее и в ходе которых происходила полная или частичная остановка работы предприятия по месяцам в 2008 и 2009 гг

 

Янв.

Фев.

Мар.

Апр.

Май

Июн.

Июл.

Авг.

Сен.

Окт.

Ноя.

Дек.

Всего

Общее число конфликтов

2008

4

7

6

7

1

11

10

9

11

8

10

9

93

2009

11

15

16

22

-

-

-

-

-

-

-

-

64

Число конфликтов, ходе которых происходила полная или частичная остановка работы

2008

3

1

3

4

1

8

6

3

3

5

5

5

47

2009

2

5

8

7

-

-

-

-

-

-

-

-

22

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5