Анализ трудовых конфликтов в современных российских организациях

Невыплаты зарплаты, сокращения, низкая зарплата и другие проблемы являются следствиями тех решений, которые принимает руководство, проводя конкретную политику на предприятии. Поэтому работники неизбежно начинают не просто ликвидации негативных последствий, а изменения всей политики, приводящей к возникновению таких последствий.

Другие причины встречаются нечасто, однако здесь необходимо обратить внимание на широту спектра. Есть причины, имеющие внутренний характер - режим, условия, давление администрации, но есть внешние, например это были причины связанные с ростом потребительских цен, т.е. внешние, по отношению к предприятию факторы тоже становятся причинами трудовых конфликтов.

В целом полученные данные дают основания утверждать, что ситуация с трудовыми конфликтами развивается скорее, как стихийная. Невелика доля законных акций, нарастает количество демонстративных акций. Во многом это повторяет логику развития трудовых конфликтов в 1990-х годах. Тогда выдвижение требований перерастало в забастовки, забастовки как остановка работы превращались в демонстративные забастовки, порой содержащие элемент агрессии, сначала направленной на себя (забастовки под землей, голодовки), а затем и вовне (перекрытие трасс, захват официальных зданий). Похоже, что ситуация опять развивается по такому же сценарию. За прошедшее десятилетие, несмотря на то, что принято новое трудовое, гражданское и налоговое законодательство, несмотря на значительные экономические преобразования, несмотря на развитие бизнес-среды качество взаимодействия в сфере трудовых отношений изменилось незначительно. Пока еще волна конфликтности не приобрела угрожающих масштабов. Пока стало ясно, почему конфликтность нарастает, и в каких формах. Но дальнейшая эскалация способна привести к более серьезным социальным и экономическим последствиям, тем более, что действенных инструментов разрешения конфликтов, в общем-то, нет.

Обобщая результаты социально-психологического анализа разного типа конфликтов, можно выделить критерии конфликта:

. взаимозависимость сторон, т.е. обе стороны зависят друг от друга, активность одного субъекта обусловливает действия другого, а эти действия вызывают ответные реакции первого субъекта и т.д.;

2. осознание ситуации как конфликтной, т.е. одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамеренно противодействующие, враждебные, мешающие достижению желаемых результатов;

. выбор стратегии дальнейшего поведения: поиск компромисса или рационально приемлемого решения, либо эскалация конфликта, усиление борьбы, например, от расхождения точек зрения (когнитивного конфликта) переходят к борьбе личностей (межличностный конфликт), затем к борьбе групп (межгрупповому конфликту).

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5