. Планирование потребности
. Описание требований к рабочим местам и качествам, которыми должны обладать будущие работники организации.
. Изучение ситуации на внутриорганизационном рынке труда, поиск персонала на внешнем рынке труда.
. Поиск и найм специалистов.
. Обучение персонала.
Этап 1. Планирование персонала
Факторы, влияющие на планирование потребности в персонале: требования, предъявляемые к должностям и рабочим местам, внешняя и внутренняя среда организации, имидж организации.
Этап 2. Определение требований к рабочим местам и должностям
Анализ требований, предъявляемых к рабочим местам, формирует систему требований, которые организация-работодатель предъявляет к персоналу, претендующему на определенные вакансии (требования к уровню образования, квалификации, опыта, стажа работы, возрасту, к профессионально важным психологическим и личностным качествам, к мотивации потенциальных сотрудников). При анализе требований к рабочему месту следует учитывать задачи трудового процесса на рабочем месте, а также взаимосвязи данного рабочего места с другими звеньями организационной и технологической структуры.
Требования к должностям формируются на основе:
- общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
тарифно-квалификационных характеристик общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих;
описаний конкретных рабочих мест или должностей (должностная инструкция) - описание профессиональных обязанностей, прав, статуса, взаимосвязей должности; спецификации работы, отражающая требования к личностным характеристикам работника, необходимым для работы на данной должности;
- квалификационной карты, включающей требования к общему и специальному образованию потенциального работника, к уровню его профессиональных навыков;
карты компетенции («профиля» идеального сотрудника), описывающей личностные и профессионально важные психологические качества, способности к выполнению данной деятельности, тех или иных функций, типы поведения и социальных ролей и т.п.
Этап 3. Внешняя и внутренняя среда организации.
Исследование внешней и внутренней среды организации: направлено на анализ условий, в которых происходит производственная деятельность организации. К внешним факторам, определяющим содержание маркетинга персонала, относятся следующие:
· общеэкономическая ситуация и состояние отрасли деятельности,
· уровень технологий в отрасли и на предприятии,
· требования трудового законодательства,
· особенности социальных потребностей и мотивации потенциальных сотрудников организации, определяемые характером складывающихся общественных производственных отношений,
· изучение особенностей кадровой политики организаций - конкурентов с целью выработки собственной стратегии кадровой политики.
Внутренние факторы, определяющие маркетинг персонала:
· цели организации,
· финансовые ресурсы,
· имеющийся кадровый потенциал организации,
· источники покрытия кадровой потребности: «купить» нужные кадры на стороне или «вырастить» внутри своих кадров.
В результате анализа внешней и внутренней среды выявляются сильные и слабые стороны организации в области управления персоналом, а также возможности, которыми она располагает, и угрозы, которых следует избегать.
Рынок труда и кадровая ситуация в регионе.
Изучение рынка труда предполагает изучение как внешнего рынка труда (потенциал рабочей силы в регионе), так и внутреннего рынка труда (имеющийся в наличии трудовой коллектив организации). Исследование внутреннего рынка труда направлено на покрытие потребности в персонале за счет внутриорганизационных источников.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|