Важнейшие направления изучения внутреннего рынка труда представлены в таблице 1:
Таблица 1
Анализ внутреннего рыка труда
Направления анализа |
Инструментарий |
Структура персонала, в т.ч. численность, квалификационная структура, группы сотрудников по стажу работы в организации, группы сотрудников по потенциалу развития, группы сотрудников по ролевому статусу в организации и ее подразделениях |
Постоянные и переменные данные учета и статистики персонала. Информация о результатах обучения персонала. Деловая оценка (аттестация) персонала |
Структура развития персонала |
Планирование потребности в персонале, планирование замещения вакансий, планирование мероприятий по развитию персонала |
Организационная структура, в т.ч. формальная иерархия, неформальные структурные группы |
Схемы организационных структур, органиграммы, диаграммы выполнения функций, диаграммы коммуникационных связей, опросы сотрудников и руководителей |
Организация труда, в т.ч. расстановка персонала, рабочие места и их взаимосвязи |
План должностей и рабочих мест (штатное расписание), описание работ и должностей (должностные инструкции), диагностика рабочих мест, опросы сотрудников |
Культура управления, в т.ч. стиль руководства, социально-психологический климат, удовлетворенность трудом |
Методы эмпирических социальных исследований, работа с высвобождаемыми сотрудниками |
Мотивационные установки |
Опросы сотрудников, групповые дискуссии, анализ применения теорий мотивации |
Анализ внешнего рынка труда направлен на выявление:
· структуры рынка труда (секторная, региональная структура, возрастная, квалификационная, профессиональная структуры);
· мобильности рабочей силы;
· поведения конкурентов на рынке труда;
· стоимости рабочей силы.
Анализ кадровой ситуации в регионе особенно важен на стадии формирования организации и существен прежде всего для целей проектирования и бизнес-планирования. Главный результат анализа - выделение сегментов рынка рабочей силы в регионе.
Необходимо собрать и проанализировать информацию об:
- основных профессионально-возрастных группах;
- региональном рынке профессий;
- уровне оплаты труда по категориям;
- уровне занятости по категориям;
- учебных заведениях, выпускающих и переподготавливающих специалистов;
- демографической ситуации и демографическом прогнозе;
- национальных и культурных особенностях жителей региона.
Основными методами сегментирования рынка являются факторный и кластерный анализ.
Факторный анализ сегментирования рынка заключается в разделении рынка труда в зависимости отряда факторов (критериев):
· географический (регион, город, район, численность)
· демографический (возраст, пол, семейное положение, национальный состав),
· экономический (уровень образования, профессиональная принадлежность, деление по отраслевой структуре, уровню доходов, трудовому стажу),
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|