Теоретические аспекты системной организации стратегического управления, несмотря на их актуальность, исследованы до сих пор недостаточно. Многочисленные работы по этой тематике в большинстве своем посвящены описанию структурных особенностей действующих на зарубежных предприятиях систем стратегического планирования, а также представлению стратегического управления как формального процесса, состоящего из ряда процедур, выполняемых без учета особенностей ситуации и состояния потенциала компании. В этих работах не рассматривается место системы стратегического управления в системе управления компанией, ее функции, структура, элементы, особенности построения. [23, c.78-79]
Помимо этого можно отметить противоречивость в подходах авторов, описывающих системы стратегического управления. Все это свидетельствует о необходимости проведения исследований в этом направлении и уточнении его методологической базы
Сегодня рыночные отношения - это реальность, которая потребовала от людей иных знаний, компетенций, мастерства.
Главная проблема любой компании состоит в обеспечении эффективности деятельности, конкурентоспособности, перспективности бизнеса. Она может быть успешно решена через разработку системы стратегического управления развитием рыночных возможностей компании. Иметь рыночные возможности означает располагать соответствующими условиями, средствами для реализации избранного поведения на рынке, укрепления на нем конкурентных позиций.
Характер поведения компании на рынке определяется следующими условиями:
1. текущей и перспективной привлекательностью бизнеса,
2. имеющимися конкурентными преимуществами и возможностями компании по их сохранению и развитию в условиях противодействия конкурентов и групп влияния,
. занимаемыми позициями на рынке,
. целями, установленными топ-менеджерами.
Рыночные возможности компании - это результат проявления ее конкурентных преимуществ, форма и степень реализации которых определяют масштабы, характер и успешность деятельности на определенном рынке. Именно поэтому последовательная целенаправленная работа по созданию конкурентных преимуществ является сущностной основой всей деятельности по развитию рыночных возможностей компании, т.к. именно они определяют позиции на рынке и условия экономического роста.
Рыночные возможности компании являются комплексной интегрированной характеристикой, показывающей ее умение действовать на рынках, опираясь на знания потребностей клиентов и их платежеспособного спроса, намерений конкурентов, способов совершенствования продукта и технологии его производства и многого другого от чего зависит конкурентоспособность компании.
Для уяснения сущности стратегических возможностей компании заметим, что главная цель деятельности, ориентированной на перспективу, состоит в формировании будущей модели поведения на рынке, исходя из желаемой будущей позиции и соответствующего качественного изменения потенциала компании
Стратегические рыночные возможности компании представляют собой сложный объект управления, который в зависимости от ситуации будет иметь индивидуальную конфигурацию, т.е. индивидуальный набор внутренних факторов и факторов внешнего окружения. Можно сказать, что стратегические рыночные возможности компании представляют собой относительно целостную, ограниченную во времени совокупность стратегических ресурсов компании (ее активов и компетенций) и стратегических ресурсов внешней среды (факторов и условий, используя которые компания достигает своих целей). Разумеется, среди ресурсов внешней среды используются только те, которые необходимы для достижения целевой функции компании. Поэтому по мере изменения ситуации, появления новых проблем и целей происходит постоянная трансформация структуры объекта стратегического управления: компания осуществляет поиск новых элементов внешней среды, устанавливает с ними взаимодействие, разрывает связи с другими элементами, негативно влияющими на ее конкурентоспособность. Таким образом, рассматривая стратегические возможности компании, следует выделять внешнюю и внутреннюю составляющие. Поэтому рыночные возможности - это результат определенной комбинации внутрифирменных факторов и факторов внешней среды, комбинации, соответствующей перспективным целям деятельности на рынке. Итак, под стратегическими рыночными возможностями компании будем понимать ее внутренние способности интегрирования и комбинирования производственно-технологических, финансово-экономических, социокультурных, технических и организационно-управленческих условий, а также совокупность внешних обстоятельств, в рамках которых будет осуществляться ее деятельность. [24, c.182-183]
Компания может варьировать свои перспективные рыночные возможности, комбинируя следующие компоненты и производя в них инновации:
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|