Методологические основы стратегического управления

s продукт,

s ресурсы и способы (технологию) их трансформации в готовый продукт - потенциал,

s рынок,

s отрасль

Стратегические возможности компании формирует система стратегического управления.

В первую очередь необходимо раскрыть междисциплинарный характер стратегического управления рыночными возможностями компании, основные принципы системной организации стратегического управления, а затем уже определить содержание, цели и основные задачи системы, ее функциональную и элементную структуры.

Управление рыночными возможностями компании имеет несколько аспектов (сторон), носит междисциплинарный характер и представляет собой синтез различных научных знаний.

Основываясь на современных научных представлениях и используя дедукцию, можно выделить 5 уровней методологических знаний, образующих методологию стратегического управления рыночными возможностями компании.

Первый уровень - общенаучный, который дает объяснение концепций, принципов, подходов функционирования систем различной природы (технических, организационных и других). Этот уровень формирует системность в сознании исследователя как отражение системности окружающего нас мира. Этот уровень образуют науки: кибернетика, теория систем, аксиоматика и др. Инструментом, раскрывающим сущность явлений, способ их изучения, является системный подход.

Второй уровень составляют знания, объясняющие закономерности функционирования и развития социально-экономических (организационных) систем. Этот уровень образуют науки: экономика предприятия, статистика, социология организации, планирование отраслей, право, микроэкономика и др. [25, c.88]

Третий уровень составляют знания о законах, закономерностях, принципах, методах управления в социально-экономических системах. Этот уровень представляют теория управления, общий менеджмент, исследование систем управления, организационное поведение и др.

Четвертый уровень - методология наук, изучающих отдельные стороны управления рыночными возможностями компании. Этот уровень представлен науками: функциональным менеджментом, маркетингом, управлением качеством, управлением рисками, управлением инновациями, теорией конкурентных преимуществ и др.

Пятый уровень - это теория и технология стратегического управления рыночными возможностями компании, предполагает рассмотрение системной организации управления возможностями компании, выявление законов и принципов управления, формирования целей, функций и структуры системы управления, организацию взаимодействий элементов системы управления, выявления и ранжирования влияющих факторов, установления их взаимосвязей, определения и прогнозирования тенденций развития системы, моделирование процессов и технологии управления, разработку планов укрепления или сохранения конкурентных позиций и др.

Можно заключить, во-первых, стратегическое управление рыночными возможностями компании призвано реализовать достижения других наук; уровень развития теории управления рыночными возможностями компании зависит от уровня достижений других наук и, во-вторых, управление рыночными возможностями компании приближено к практике и определяется требованиями конкретного рынка и стремлениями менеджмента занять на нем определенные позиции. Конечно, существует и обратная связь: совершенствование стратегического управления рыночными возможностями компании может дать стимул ускоренному развитию других наук, появлению новых методов и технологий управления. Так, под его влиянием развивается такая область знаний, как принятие решений в условиях неопределенности, теория самоорганизации и др.

Методологической основой стратегического управления рыночными возможностями компании служит системный подход.

Система стратегического управления рыночными возможностями компании обладает исключительно многообразным содержанием, сложной структурой, разнообразием видов и форм деятельности. Она оперирует специфическими понятиями и имеет свой инструментарий: миссия, стратегические цели, стратегии, стратегические активы и др [30, c.59]

Анализ большого количества публикаций, учебников и учебных пособий по стратегическому менеджменту, теории систем, теории фирм позволяет сделать следующее определение понятию «система стратегического управления рыночными возможностями». Система стратегического управления рыночными возможностями представляет собой совокупность определенных взаимосвязанных элементов (целей, организационной структуры, функций и др.) и подсистем управления, взаимодействующих между собой для выработки и осуществления перспективных решений (стратегий), направленных на развитие рыночных возможностей компании и укрепление ее позиций.

Назначение системы управления состоит в выработке и осуществлении управляющих воздействий на объект управления. Воздействие выступает как средство, позволяющее изменить существующее состояние объекта управления и всей системы в желательном направлении. При большом многообразии форм воздействия, их можно выделить в две группы:

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5