Целью стратегического планирования является выработка стратегической ориентации предприятия, определение путей укрепления его позиций на рынке и способов развития потенциала (создания конкурентных преимуществ). Эта цель трансформируется затем в систему стратегических целей, способы достижения которых принимают форму стратегий.
Цель стратегической организации в том, чтобы сформировать структуру объекта стратегического управления и создать механизмы адаптации к изменениям внешней среды, т.е. установить способы взаимосвязей компании с внешней средой. Формы стратегической организации могут быть различными и зависят от ресурсных ограничений и сложности объекта управления: заключение долгосрочных контрактов, создание дочерних предприятий, поглощение и др.
Стратегическая координация направлена на обеспечение непрерывности функционирования объекта и субъекта управления и сохранение их целостности
Стратегическая мотивация направлена на побуждение фирм-партнеров и работников предприятия к деятельности в желательном направлении и с должной эффективностью. Мотивация внешних партнеров заключается в создании для них возможностей, которые позволят им иметь конкурентное преимущество в цене, дифференциации товара, создании временной монополии на рынке.
Мотивами для сотрудничества также могут быть:
s стремление снизить неопределенность и сложность внешней среды, достигаемое путем установления долгосрочного сотрудничества с определенным предприятием, получение выгод и льгот, благодаря сотрудничеству (получение льготных кредитов, совместное формирование условий на рынке и др.),
s получение ресурсов на более выгодных условиях,
s возможность использования производственных мощностей, опыта партнеров.
Мотивация персонала компании осуществляется в соответствии с рекомендациями психологов, экономистов, социологов и основана на известных теориях мотивации Маслоу и др. специалистов.
Стратегический контроль имеет целью проведение диагностики и оценки хода реализации стратегий, достигнутых результатов во внешней и внутренней среде и разработку и осуществление корректировочных мер в случае, если запланированный уровень эффективности не достигается.
Процессный аспект необходим для того, чтобы выбрать способ объединения функций и установить порядок их выполнения, спроектировать технологию управления.
Типовая последовательность этапов процесса стратегического управления: стратегический анализ, определение целей, планирование деятельности по достижению целей (формирование стратегических альтернатив, выбор стратегии), организация и осуществление деятельности (реализация стратегий), контроль и оценка достигнутых результатов.
Элементный аспект необходим для установления роли и значения каждого элемента в управлении, проектировании связей и отношений между ними и создания на этой основе комбинированной модели их взаимодействия. Объектами рассмотрения будут: техническая оснащенность системы управления, организационная структура, методы и стиль управления, организационная культура, информационное и правовое обеспечение и др. Элементная структура системы стратегического управления рыночными возможностями компании показана на рис. 2.
Рис. 2. Элементная структура системы стратегического управления.
Особенности объекта стратегического управления и свойства рыночной среды определяют тип системы управления. Существуют три типа систем стратегического управления:
1. Системы с пассивной адаптацией к внешней среде (в которых слабо развиты механизмы поиска возможностей во внешней среде); используются в относительно стабильной и несложной среде.
2. Системы с активной адаптацией (в которых хорошо развиты механизмы поиска и использования возможностей внешней среды): используются в изменчивой среде.
. Системы, воздействующие на изменение среды и формирующие условия в интересах деятельности компании. [13, c.108]
На многих отечественных предприятиях еще предстоит создать системы стратегического управления второго и третьего типов, для чего предстоит преодолеть:
s неразвитость рыночных отношений,
s институциональную нестабильность
s сомнения ряда руководителей в возможностях стратегического управления и целесообразности разработки стратегических планов,
s отсутствие должного опыта разработки и осуществления эффективных стратегий,
s недостаточную достоверность результатов прогнозирования состояния внешней среды,
s несистемное использование технологий стратегического управления,
s использование зарубежных методик стратегического управления без должной адаптации к российским условиям,
s недостаточно высокий уровень подготовленности и квалификации высшего управленческого состава для использования современных технологий управления,
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|