Методологические основы стратегического управления

Целью стратегического планирования является выработка стратегической ориентации предприятия, определение путей укрепления его позиций на рынке и способов развития потенциала (создания конкурентных преимуществ). Эта цель трансформируется затем в систему стратегических целей, способы достижения которых принимают форму стратегий.

Цель стратегической организации в том, чтобы сформировать структуру объекта стратегического управления и создать механизмы адаптации к изменениям внешней среды, т.е. установить способы взаимосвязей компании с внешней средой. Формы стратегической организации могут быть различными и зависят от ресурсных ограничений и сложности объекта управления: заключение долгосрочных контрактов, создание дочерних предприятий, поглощение и др.

Стратегическая координация направлена на обеспечение непрерывности функционирования объекта и субъекта управления и сохранение их целостности

Стратегическая мотивация направлена на побуждение фирм-партнеров и работников предприятия к деятельности в желательном направлении и с должной эффективностью. Мотивация внешних партнеров заключается в создании для них возможностей, которые позволят им иметь конкурентное преимущество в цене, дифференциации товара, создании временной монополии на рынке.

Мотивами для сотрудничества также могут быть:

s стремление снизить неопределенность и сложность внешней среды, достигаемое путем установления долгосрочного сотрудничества с определенным предприятием, получение выгод и льгот, благодаря сотрудничеству (получение льготных кредитов, совместное формирование условий на рынке и др.),

s получение ресурсов на более выгодных условиях,

s возможность использования производственных мощностей, опыта партнеров.

Мотивация персонала компании осуществляется в соответствии с рекомендациями психологов, экономистов, социологов и основана на известных теориях мотивации Маслоу и др. специалистов.

Стратегический контроль имеет целью проведение диагностики и оценки хода реализации стратегий, достигнутых результатов во внешней и внутренней среде и разработку и осуществление корректировочных мер в случае, если запланированный уровень эффективности не достигается.

Процессный аспект необходим для того, чтобы выбрать способ объединения функций и установить порядок их выполнения, спроектировать технологию управления.

Типовая последовательность этапов процесса стратегического управления: стратегический анализ, определение целей, планирование деятельности по достижению целей (формирование стратегических альтернатив, выбор стратегии), организация и осуществление деятельности (реализация стратегий), контроль и оценка достигнутых результатов.

Элементный аспект необходим для установления роли и значения каждого элемента в управлении, проектировании связей и отношений между ними и создания на этой основе комбинированной модели их взаимодействия. Объектами рассмотрения будут: техническая оснащенность системы управления, организационная структура, методы и стиль управления, организационная культура, информационное и правовое обеспечение и др. Элементная структура системы стратегического управления рыночными возможностями компании показана на рис. 2.

Рис. 2. Элементная структура системы стратегического управления.

Особенности объекта стратегического управления и свойства рыночной среды определяют тип системы управления. Существуют три типа систем стратегического управления:

1. Системы с пассивной адаптацией к внешней среде (в которых слабо развиты механизмы поиска возможностей во внешней среде); используются в относительно стабильной и несложной среде.

2. Системы с активной адаптацией (в которых хорошо развиты механизмы поиска и использования возможностей внешней среды): используются в изменчивой среде.

. Системы, воздействующие на изменение среды и формирующие условия в интересах деятельности компании. [13, c.108]

На многих отечественных предприятиях еще предстоит создать системы стратегического управления второго и третьего типов, для чего предстоит преодолеть:

s неразвитость рыночных отношений,

s институциональную нестабильность

s сомнения ряда руководителей в возможностях стратегического управления и целесообразности разработки стратегических планов,

s отсутствие должного опыта разработки и осуществления эффективных стратегий,

s недостаточную достоверность результатов прогнозирования состояния внешней среды,

s несистемное использование технологий стратегического управления,

s использование зарубежных методик стратегического управления без должной адаптации к российским условиям,

s недостаточно высокий уровень подготовленности и квалификации высшего управленческого состава для использования современных технологий управления,

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5