Каждый руководитель организации стремится к эффективной и
конкурентоспособной деятельности на рынке, а персонал организации является тем
ресурсом, который либо обеспечивает это, либо не обеспечивает. Критерии и
методы оценки «качества» человеческих ресурсов меняются в соответствии с
изменением характера труда. Если раньше от работников требовался лишь высокий
уровень профессиональных знаний, то теперь все большее значение придается их
человеческим качествам, таким, как коммуникабельность и умение работать в
составе команды профессионалов, умение генерировать новые идеи и воплощать их в
жизнь. Поэтому в современных условиях проблемы аттестации персонала являются
особо актуальными.
Современные правовые, финансово-экономические, социальные,
информационные условия деятельности предприятий обусловливают необходимость
совершенствования работы с кадрами, направленной на повышение профессионализма
трудовых коллективов и работников, усиление требовательности к их деловым
качествам и результативности труда. Основными направлениями этой деятельности
является обеспечение правильного подбора, расстановки и использования кадров в
соответствии с их квалификацией, уровнем подготовки и опытом работы,
рационального разделения и кооперации труда специалистов, своевременное
принятие мер поощрения и взыскания по результатам производственной
деятельности. Важным инструментом проведения этой работы является аттестация.
Этим и объясняется актуальность выбранной темы - меняется характер
труда, меняется сам человек, меняются требования, предъявляемые к организациям,
соответственно, нужно искать и разрабатывать новые, более эффективные,
соответствующие новым условиям способы управления персоналом, в том числе и
методы аттестации работников.
Аттестация является одной их важнейших функций управления
персоналом. Ее роль в системе управления организацией заключается в том, что
именно на ее основе управляющий субъект принимает соответствующие решения. От
того, насколько эта информация будет качественной и надежной, в конечном счете,
зависит эффективность принимаемого решения. Значение оценки высоко еще и
потому, что она связывает, объединяет все элементы системы управления
персоналом в единое целое. Невозможно осуществить управление персоналом ни по
одному направлению (планированию персонала, отбору, адаптации, стимулированию
труда, развитию способностей, трудовым перемещениям и карьере, сплочению
коллектива, высвобождению персонала и др.), не проводя при этом аттестацию
соответствующих деловых, личностных или профессиональных качеств работников.
Цель дипломной работы - произвести анализ и оценку эффективности
аттестации кадров в Гомельском районном потребительском обществе.
Задачи дипломной работы:
. осветить теоретические аспекты аттестации персонала в
организации;
. рассмотреть аттестацию как комплексный метод оценки труда
руководителей и специалистов организации;
. выявить методы оценки деловых и личных качеств руководителя;
. определить сущность и виды аттестации как комплексного метода
оценки труда руководителей и специалистов организации;
. изучить зарубежный опыт аттестации руководителей и специалистов;
. дать оценку процедуры и результатов аттестации руководителей и
специалистов в Гомельском райпо;
. выявить основные направления совершенствования аттестации
руководителей и специалистов в райпо.
Методы исследования:
анализ документальных источников;
интервьюирование;
наблюдения.
В ходе подготовки к написанию работы были использованы
теоретические источники отечественных авторов по управлению персоналом,
докторов экономических наук, профессоров, таких как: Беляцкий Н.П., Ройш П.
Кравченко, Кудрявцевой Т.В. и других. Кроме того, в процессе написания
использовались также периодические издания, (журналы «Отдел кадров»,
«Экономика, финансы, управление» и др.).
Кроме того, в настоящее время разработкой данной проблемы
занимается ряд ученых, среди которых можно назвать такие имена, как: М.В.
Грачев, О.Н. Громова, И.Н. Герчикова, А.А, Лобанов, А.Я. Кибанов, Г.В. Слуцкий,
Э.Е. Старобинский, Г. Щекин и др., которые рассмотрели основные теоретические
аспекты аттестации персонала в организации, рассмотрены методы оценки труда
руководителей и специалистов организации, методы оценки деловых и личных
качеств руководителя, описан зарубежный опыт аттестации руководителей и
специалистов.
Объектом исследования дипломной работы является управление
персоналом Гомельского райпо за 2007-2009 годы.
Предметом исследования является процесс совершенствования
аттестации руководителей и специалистов Гомельского райпо.
В качестве источников информации для анализа управленческой
деятельности организации Гомельского райпо были использованы:
. Документы по аттестации за 2007- 2009 годы (нормативные акты,
перечни профессий, приказы, карты фотографий рабочего времени, документы по
аттестации и др.).
. Бухгалтерский баланс.
. Приложение к балансу.
. Отчет по труду.
. Отчет о прибылях и убытках.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения
могут быть использованы для построения и разработки системы аттестации
персонала как в Гомельском райпо, так и в других коммерческих организациях.
Краткая характеристика структуры работы: дипломная работа состоит
из ведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений
имеет общий объем 69 листов.
Во введении раскрывается актуальность темы работы, определяются
объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам аттестации
персонала, в ней дается определение понятия "аттестации персонала",
рассматриваются роль аттестации в системе управления персоналом, ее цели,
функции, задачи и виды.
Во второй главе проводится анализ действующей системы аттестации
персонала на примере Гомельского районного потребительского общества.
В третьей главе на основании изложенного в предыдущих главах
материала даются рекомендации по совершенствованию системы аттестации персонала
райпо.
В заключении делаются выводы по всему изложенному в работе
материалу.
Аттестация как комплексный метод оценки труда руководителей и
специалистов организации
|