) Избегать наводящих вопросов. Вопрос: «Вы чувствуете, что можете контролировать положение, не так ли?» - требует утвердительного ответа от интервьюируемого, который хочет угодить интервьюеру или который опасается последствий его недовольства. Подобным же образом вопрос: «Вы действительно не считаете, что это как раз то, что надо сделать?» - требует отрицательного ответа.
) Избегать прерывания собеседника или внезапного поворота беседы вспять.
) Избегать открытой или подспудной критики собеседника вроде такой: «У вас, кажется, получилась путаница в этом вопросе, не правда ли?» Это вынудит его к обороне и может предостеречь его от того, чтобы говорить слишком много и тем самым поставить себя в еще более глупое положение.
) Если есть особенно трудные темы для обсуждения во время собеседования, например, личные вопросы, тактически разумно оставить их до того момента, когда установится прочный контакт и собеседник сможет непринужденно говорить с интервьюером. Это может также помочь объяснить, почему необходима такая информация.
Общее управление собеседованием является другим фактором, который непосредственно влияет на реагирование интервьюируемого на беседу и, соответственно, на его участие в ней. Такие вещи, как представление друг другу, вводные любезности, имеют свое несомненное значение, однако полезными могут оказаться также следующие моменты:
) Избегать крайней манерности, физической или словесной, такой как размахивание руками (физическая манерность), повторение таких уличительных выражений, как «никоим образом», «черта с два», «абсолютно верно», «старина» (словесная манерность). Такие выражения в лучшем случае смутят интервьюируемого, в худшем случае будут раздражать его. Есть еще немало других привычек, которыми пользуются в разной степени. Например, верчение карандашом или ручкой, поигрывание ожерельем или галстуком (в зависимости от пола), односложные «угу», «знаете ли», «видите ли». Было бы тщетным избавиться от всех них. В какой-то степени манерность является отличительной чертой человека. Опасность заключается в том, что слова и жесты повторяются так часто, что они начинают раздражать или возмущать. Различные собеседники имеют различный порог терпимости, поэтому сведите манерность до минимума.
) Проявляйте заинтересованность - это побуждает собеседника к разговору.
) Слушайте - это обеспечит вам возможность воспользоваться хотя бы некоторыми моментами, затронутыми собеседником, или хотя бы иметь представление, о чем идет речь.
) Не сидите, изучая заявление, анкету или другие документы, лежащие на вашем столе. Это создает у собеседника впечатление, что вы или не слушаете, или не проявляете к нему никакого интереса. Время от времени необходим беглый взгляд, так же как и беглые заметки, которые помогут в дальнейшей беседе. В определенной степени эти вещи убеждают собеседника в том, что вы сосредоточенны и деловиты. В противном случае он будет удивлен и станет сомневаться в мотивах или сосредоточенности интервьюера.
) Прежде всего, не бойтесь молчания. Это наилучшее средство заставить человека говорить. Добейтесь того, чтобы интервьюируемый, а не интервьюер поспешил заполнить паузу.
Запись беседы. Не стоит делать навязчивые пометки, вызывающие перерыв в работе каждый раз, когда вы поднимаете свою ручку. Да, вам будет необходимо иметь некоторые записи того, что сказал кандидат. Если вы беседуете более чем с одним человеком в течение дня, может быть трудно вспомнить, который из кандидатов какой, не говоря о том, что каждый из них сказал. Но вы должны развить привычку делать заметки очень кратко, с минимальной потерей зрительного контакта с собеседником. Большую помощь может оказать использование справочного листа собеседования в структуре личностной спецификации. Это не детализированный комментарий, а просто таблица оценок кандидата.
Так, если кандидат говорит что-то, касающееся его предыдущей профессиональной деятельности, что вы рассматриваете как положительный показатель его соответствия работе, вы можете поставить знак «плюс» в колонке оценок в одно слово, возможно - имя организации, чтобы помочь себе вспомнить, что же вас побудило поставить этот знак. Аналогично, если обсуждение его интересов обнаруживает его как не удовлетворяющего требуемой работе, вы можете поставить знак «минус» и пометку «общ.акт.», чтобы обозначить, что он не вовлечен в какую-либо общественную деятельность.
|