Обобщая в общих чертах имеющиеся различные стратегии проведения собеседования, становится ясно, что наиболее широко применимой является стратегия совместного решения проблемы. Только помогая интервьюируемому предупредительным, дружественным и откровенным подходом интервьюера с целью определения проблем или оценки ситуации, мы можем совместными усилиями достичь конечной цели, которая представляется и будет продолжать представляться справедливой для обеих сторон. Из этого раздела также видно, что в специфических обстоятельствах могут применяться другие методы. Они могут также оказаться более приемлемыми для отдельного интервьюера, того, для которого оказывается трудно быть терпеливым, дружественным и предупредительным к людям, которых он недостаточно хорошо знает, или у которого нет времени и выдержки ждать, когда запинающийся сотрудник в процессе собеседования при оценке дойдет наконец до определения своих собственных проблем. В таких случаях стрессовое собеседование или метод «скажи и продай» может лучше отвечать личным целям интервьюера. Но он никогда не может быть уверен, что достигнет целей собеседования в той же полной мере, как и при использовании другого метода.
Тактика проведения собеседования
Установление контакта с кандидатом. Если вы не сможете сделать, чтобы он свободно говорил о себе, то количество информации, которое вы узнаете о нем, будет минимальным. Установление этого контакта - дело личного стиля. Некоторые люди клянутся, что веселое «как вы добрались сюда» является подходящим шагом. Это может направить дело в нужное направление, если ваш голос способен прозвучать так, как будто вы на самом деле беспокоитесь, спустило ли колесо на маршруте у 93-го автобуса.
Если вы на это не способны, то кандидат распознает ваши усилия (небольшой неискренний разговор), и это может по-разному повлиять на ваши отношения. В большинстве случаев контакт лучше устанавливается путем ясного объяснения цели собеседования, его места во всей процедуре отбора и порядка, которому вы предлагаете следовать. Сюда включается разъяснение любых вопросов о работе, получение информации о предыдущих работах и обсуждение связи между тем, что кандидат делал в прошлом, и работой, на которую претендует в настоящее время. Если это делается в искренней и дружественной манере, показывая ясную заинтересованность в нем и в том, чего он говорит, если остальная часть собеседования проводится в аналогичном ключе, то кандидат должен откликнуться. Должно также помочь и выполнение необходимых пунктов относительно места собеседования и обстановки.
Наблюдение за содержанием. Создание гармонии и расположение интервьюируемого могут быть существенными предпосылками для эффективного собеседования, но если обмен превращается в общественный диспут, то большая вероятность достичь очень немногого. Поэтому необходимо пристально следить за содержанием того, что говорит претендент. Все его вопросы и высказывания должны быть взвешены, а их вклад в цель собеседования - т.е. в увеличение понимания менеджером по персоналу или другими интервьюерами его пригодности для работы, его чертах характера, склонностях, мотивации и прошлых достижениях - оценен. Только в том случае, если это будет происходить непрерывно, вы можете быть уверены в том, что сможете следовать его мыслям и оптимальным образом использовать отведенное под собеседование время.
Удержание контроля. Недостаточно, что интервьируемый просто говорит. Он должен говорить о вещах, о которых он любит говорить. В особенности после ряда неразговорчивых собеседников легко позволить более говорливому свободное излияние. Но если вы не направите его на относящуюся к делу территорию, то количество полученной от него полезной информации будет строго ограничено. Поэтому вам будет необходимо время от времени возвращать собеседование в нужную точку.
Метод совместного решения проблем при найме и отборе:
позволяет глубже взглянуть, чем в действительности занимался кандидат. А его поведение скорее, чем смутные соображения о возможных склонностях, действительно является ключом к оценке будущей эффективности в работе;
|